Posted 20 апреля 2012,, 09:30

Published 20 апреля 2012,, 09:30

Modified 1 апреля, 01:42

Updated 1 апреля, 01:42

Сделка по продаже Богословской ТЭЦ может не состояться

20 апреля 2012, 09:30

МОСКВА, 20 апреля. «Русал» и КЭС-Холдинг все еще откладывают сделку по купле-продаже Богословской ТЭЦ, о необходимости которой было заявлено по итогам заседания правительственной комиссии в декабре прошлого года. Несмотря на то, что обе стороны постоянно делают какие-то разъясняющие ситуацию заявления, пишут друг другу письма и говорят о переговорах, де факто ситуация такова, что сделка находится на грани срыва.

На днях КЭС-Холдинг направил в «Русал» официальное предложение о покупке Богословской ТЭЦ за 3,5 млрд рублей. Как подтвердили в «Русале», алюминиевая компания оферту уже получила, однако отказалась комментировать ее возможное будущее решение. Однако, как говорят на рынке, скорее всего, «Русал» не акцептует оферту и сделка не состоится. Причины срыва – слишком высокая цена, которую КЭС хочет получить за станцию.

«Русал» и раньше заявлял, что не пойдет на сделку, если КЭС не умерит аппетиты и не снизит цену. Алюминиевая компания предлагала КЭСу провести новую оценку актива, которая была бы основана на свежих прогнозах Минэкономразвития и рекомендациях Ростехнадзора, но КЭС предпочел основываться на устаревших данных, отказавшись пускать специалистов «Русала» на объект. В результате ОК «Русал» не была допущена к разработке технического задания и не имела возможности ни согласовать условия оценки, ни проверить достоверность сведений, предоставленных ЗАО «КЭС Холдинг» оценщику.

"Мы неоднократно говорили, что по двум ключевым критериям, которые влияют больше всего на оценку старой станции и являются основополагающими нашего расхождения по оценке, надо привлечь некую третью сторону, потому что оценщик в сегодняшней его оценке (и это прямо сказано в заключении) использовал предположения менеджмента КЭС", - заявил «Росбалту» директор по управлению стратегическими инвестициями «Русала» Максим Соков.

Как пояснил Соков, два основных критерия оценки, по которой стороны расходятся во мнении по оценке Богословской ТЭЦ, – это рост тарифов и срок действия станции. Исходя из нынешних разрешений Ростехнадзора, к 2015 году текущие мощности ТЭЦ должны быть выведены из эксплуатации, однако оценка КЭСа при этом почему-то сформирована из расчета на то, что станция проработает еще 15 лет. Действительно, в процессе оценки были применены необоснованные допущения о возможности производства тепловой энергии на Богословской ТЭЦ как минимум до 2025 г., приводящие к существенному завышению ее стоимости. Имеющаяся документация позволяет сделать вывод еще и о высокой степени износа основного и вспомогательного оборудования станции, построенной в середине прошлого века.

Что касается заложенного в оценке будущего темпа роста тарифов на электроэнергию, то при таком экономическом сценарии производство на БАЗе будет глубоко убыточным. «Покупка ТЭЦ – это не способ заработать деньги за счет высоких тарифов, это способ вывести алюминиевое производство БАЗа на уровень безубыточности», - пояснили в «Русале».

Кроме этого, КЭС хочет получить с «Русала» будущую гипотетическую прибыль, которую должна принести Новобогословская ТЭЦ, которая должна быть построена на месте Богословской ТЭЦ, когда последняя будет выведена из эксплуатации. КЭС настаивает на стоимости перевода прав и обязательств по ДПМ, рассчитанной исходя из ожидаемой в будущем прибыли от функционирования станции и предполагаемых расходов на ее строительство, не подтвержденных даже Главгосэкспертизой. В результате оценочная стоимость проекта ДПМ увеличивается почти в три раза.

Целью передачи «Русалу» указанного проекта ДПМ было использовать дополнительный доход для компенсации убытков Богословского алюминиевого завода из-за роста конечной цены на электроэнергию, выплата же всей будущей прибыли от проекта в пользу КЭСа полностью лишает сделку смысла.

При этом «Русал» готов к переговорам, а КЭС наотрез отказывается обсуждать изменение цены сделки. Опрошенные на рынке аналитики отмечают, что нет никакого смысла направлять оферту по сделке, если заранее известно, что она будет отклонена из-за завышенной в разы цены. Зато таким образом КЭС может попытаться уклониться от обвинений в фактическом срыве сделки и неисполнении решений правительственной комиссии.