Posted 10 октября 2012,, 12:51

Published 10 октября 2012,, 12:51

Modified 31 марта, 23:01

Updated 31 марта, 23:01

Эксперт: Железнодорожные пассажирские перевозки под угрозой

10 октября 2012, 12:51

МОСКВА, 10 октября. Новый проект бюджета России с урезанием расходов, в частности на дотации на проезд в поездах, может привести к упадку железнодорожных пассажирских перевозок. Такое мнение высказал журналист Максим Соколов.

Ранее вице-президент РАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Михаил Акулов сообщил, что цена плацкартного билета может вырасти в 2013 году примерно на 60%. Отчасти это объясняется тем, что до сих пор перевозки в вагонах низкой классности, т. е. в плацкартных и общих, в значительной своей части дотировались государством. Теперь дотации будут распространяться только на людей старше 60 лет и младше 23 лет. Граждане промежуточного возраста, т. е. основной пассажирский контингент, будут ездить – если будет – за полную плату. Как пояснил министр финансов Антон Силуанов, правительство посчитало, что будем давать деньги только на категории пассажиров, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. "Нет смысла давать всем. Если ты в трудоспособном возрасте – извини, заплати по полной", — пояснил министр.

"Логика министра Силуанова была бы более убедительной, если бы общая транспортная ситуация была как полвека назад, - отмечает журналист. - То есть заплатят, куда они денутся, ехать-то надо. А если не поедут, тоже неплохо, хоть вагоны немного разгрузим, чтоб не ездили как сельди в бочке. Но полвека назад железная дорога была практически монополистом. Во всяком случае, на средних дистанциях – от 500 до 1500 километров – у нее не было конкурентов. Авиация была развита слишком слабо, автобусное сообщение – тоже. У пассажира практически не было выхода: или на поезде или пешком. В такой ситуации министерству финансов есть куда развернуться".

"Теперь ситуация принципиально иная, - подчеркивает Соколов. - Что-то оттягивает авиация. Все-таки два часа в самолете – не сутки в плацкарте. И если сейчас разрыв в цене между самолетом и вагоном третьего класса все же очень велик, с отменой дотаций он сократится".

Но, по его мнению, главный конкурент – автобусы. "Уже сейчас Москва обрастает легальными, а еще больше нелегальными автовокзалами, откуда рейсы расходятся во все стороны, включая даже и северокавказские рейсы – то есть порядка 2000 километров в один конец. Даже при нынешних тарифах автобусы составляют серьезную конкуренцию пассажирским поездам, что объясняется принципиально разными экономическими моделями", - указывает эксперт.

"Если бы министерство финансов сознательно решило, что пассажирские поезда – дело прошлого, а надо делать как в США, где поезда вымерли, а малоимущие классы ездят на автобусах – это, по крайней мере, было бы именно что сознательное решение со своими плюсами и минусами", - резюмирует он.