Posted 8 ноября 2012,, 20:28

Published 8 ноября 2012,, 20:28

Modified 31 марта, 22:34

Updated 31 марта, 22:34

Кремлю придется заново "учить китайский"

8 ноября 2012, 20:28
Смена руководства КНР может принести России неприятные сюрпризы. Новый экономический курс отвечает растущим запросам китайцев, но требует от власти более жесткой позиции по ключевым вопросам взаимодействия с РФ.

Новое руководство КНР не поведет страну по пути интенсивного развития. Оно направит все силы на качественное изменение структуры экономики. Властям придется смириться с тем, что китайцы уже не хотят работать «за еду» - они требуют социальных гарантий и экономической стабильности.

По традиции, высшие руководящие посты КНР полностью обновляются каждые 10 лет. На 18-м съезде Коммунистической партии Китая был назван новый лидер - на смену Ху Цзиньтао придет его заместитель Си Цзиньпин. Кроме того, уже утвержден обновленный состав правительства.

Очевидно, что Китай постепенно будет разворачиваться в сторону большей либерализации и повышения внутреннего спроса. Экономическая политика, основанная на экспорте, ведет страну в тупик и не имеет будущего. По прогнозам Всемирного Банка, в текущем году китайская экономика замедлит рост до 7,7%, а в 2013 году – до 7,6%.

Правительство КНР ранее уже объявило, что стране предстоит перейти на «новую модель экономического развития». В сентябре этого года власти Китая утвердили новую государственную инвестиционную программу объемом $158 млрд – эти деньги КНР потратит на развитие внутренней инфраструктуры.

На последнем съезде компартии Ху Цзиньтао заявил, что новое руководство парии сделает Китай «богатым, демократическим и могущественным социалистическим государством» до 2049 года.

В кулуарах ходят разнообразные слухи – начиная с того, что Китай, наконец, либерализует курс юаня, и заканчивая кардинальным обновлением политической системы.

«По всей видимости, власть перейдет в руки финансовых реформаторов, которые выступают за экономические реформы в стране, но при этом сохранится неизменность политического курса», – считает ведущий финансовый аналитик FX-Invest Юрий Прокудин. По мнению экономиста, это может заметно укрепить положение национальной валюты КНР.

Власти Поднебесной уже несколько лет плавно укрепляют курс национальной валюты, и, скорее всего, будущие руководители КНР продолжат эту политику.

«Резкого его укрепления НБК не допустит, поскольку это приведет к сокращению китайского экспорта, а страна все еще заинтересована в его стимуляции, - отмечает кандидат экономических наук, ректор учебного центра «Финам» Ярослав Кабаков. - В то же время плавный рост курса, который мы наблюдаем в последние несколько лет, продолжится». По мнению экономиста, это обусловлено не только давлением со стороны США, но и собственными интересами страны. Не секрет, что Китай стремится вывести юань на уровень региональной валюты.

Однако самый большой интерес представляет будущее отношений Китая с Россией. КНР является крупнейшим торговым партнером РФ. По данным Института международного интеграционного сотрудничества, товарооборот между двумя странами растет примерно на 11% в год. Ожидается, что к 2015 году он может достигнуть $100 млрд, а к 2020 году - $200 млрд.

При этом до сих пор между российским и китайским бизнесом существуют неурегулированные вопросы. Один из них – договор с «Газпромом» по поставкам трубопроводного газа. Переговоры ведутся с 2005 года, но пока существует только рамочное соглашение и базовые условия на поставку 68 млрд кубометров. Из них 38 млрд - по восточному направлению, и 30 млрд - по западному. Основная проблема заключается в цене: Китай настаивает на скидке, но Россия не хочет уступать.

По мнению начальника управления инвестиционных операций АКБ "Ланта-Банк" Олега Поддымникова, свои коррективы в переговоры РФ и КНР может внести общемировая тенденция по снижению цен на "голубое топливо" (это связано в первую очередь с ростом рынка сланцевого газа). «В таких условиях новое китайское руководство может занять еще более жесткую позицию», - считает Поддымников.

Еще один критический момент в отношениях РФ и КНР – это экспансия Китая в российские регионы. Дальний Восток и Восточная Сибирь привлекают все новые инвестиции из Поднебесной, их объем достигает $20 млрд ежегодно.

В очередном ежегодном докладе аудиторско-консалтинговой группы BDO "Глобальные возможности: исследование амбиций-2012" говорится о том, что 19% опрошенных финансовых директоров крупнейших китайских компаний готовы вкладывать деньги в российскую экономику. Китайцы могут инвестировать в потребительский сектор, коммерческую недвижимость, туризм и даже в сельское хозяйство. Однако противится этому, как ни странно, именно Россия.

«Китай давно стал проявлять интерес к возможностям инвестирования в Россию. Но основным сдерживающим фактором является позиция российских властей, которые опасаются, что Китай может прибрать к рукам российские регионы», - считает аналитик финансовой компании "Aforex" Нарек Авакян.

Прошедший саммит АТЭС по Владивостоке, казалось бы, сдвинул дело с мертвой точки – президент Владимир Путин лично выразил заинтересованность в расширении торговых и экономических связей с китайским бизнесом. Да и в целом отношения РФ и КНР можно назвать союзническими и партнерскими. Например, в прошлом году был создан российско-китайский инвестиционный фонд объемом в $2 млрд, вкладывающий деньги в дальневосточные и восточно-сибирские проекты.

Однако не исключено, что мощный финансовый поток из КНР вскоре прервется под влиянием неурегулированных энергетических или геополитических споров.

«Китай уже неоднократно проявлял готовность к официальному союзничеству в том случае, если российские власти примут сторону китайских коллег в экономической и торговой борьбе с США», - напоминает Нарек Авакян.

Так что России есть о чем задуматься. Ведь у Китая неплохие козыри – это и человеческие, и экономические резервы (один только золотовалютный запас составляет $3 трлн). Если раньше многие вопросы решались благодаря сложившейся дружбе между странами, то теперь властям придется наводить новые мосты. Обновленное руководство китайской компартии может воспользоваться своими преимуществами и потребовать от России адекватного ответа.

Мария Коваценко