Posted 29 ноября 2012,, 13:48

Published 29 ноября 2012,, 13:48

Modified 31 марта, 22:15

Updated 31 марта, 22:15

Россияне пошли в разнос

29 ноября 2012, 13:48
Жители России не ждут улучшений в экономике, их доходы растут слишком медленно, и большую часть съедает инфляция. Но, вопреки всему, народ собирается закатить пир во время финансовой чумы и отпраздновать Новый год с размахом.

Масштабные рождественские распродажи традиционно дают старт предновогоднему потребительскому буму. Покупательскую гонку первыми начинают американцы, затем волна шопинга накрывает Европу. Аналитики ждут, что финансовые трудности Еврозоны заставят европейцев затянуть пояса, и рождественские траты могут оказаться скромнее, чем в прошлом году. Но жители России потратят на Новый год все, что накопили.

По данным "Левада-Центра", 9% жителей России едва сводят концы с концами, а 22% граждан денег хватает только на еду. Парадоксально, но, несмотря на удручающее финансовое положение, россияне тратят все больше. По оценкам исследовательского холдинга «Ромир», расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в октябре 2012 года увеличились на 12,5% по сравнению с сентябрем и почти достигли уровня декабря прошлого года.

«Это самый мощный рост в октябре по сравнению с сентябрем за весь пятилетний период наблюдений. Никогда ранее номинальные значения потребления в октябре не приближались к значениям предыдущего декабря так близко», - с удивлением отмечают в «Ромире».

Примечательно, что структура расходов тоже изменилась. Еще в сентябре корзина потребителя состояла на 72% из продуктов питания и на 28% - из непродовольственных товаров. Однако в октябре доля продуктов питания резко упала до экстремальных 53%, а доля непродовольственных товаров, соответственно, возросла до 47%. Очевидно, люди откладывают многие крупные покупки на конец года – кто-то ждет премии, а кто-то уже готовит подарки на Новый год.

Расходы россиян на подарки и новогодний стол обычно растут пропорционально зарплатам. Как отмечает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина, за первые 6 месяцев 2012 года рост заработной платы в России составил 10,7% по сравнению с менее чем 10% в прошлом году. Однако до 2011 года зарплаты жителей России росли в среднем на 12-17% в год. Так что расходы граждан в этом году увеличатся, но не на много. По прогнозам Пичугиной, рост составит 7-8% с учетом инфляции.

Впрочем, масштабы декабрьских трат могут оказаться куда существеннее. Потребительский бум в России обычно наступает чуть позже, чем в Европе – ближе к середине декабря. Это связано не только с календарными причинами (чуть более позднее начало праздничных каникул), но и с особенностями национального ритейла. Так уж вышло, что перед Новым годом в России цены на товары и услуги не снижаются, а, напротив, заметно растут, поэтому многие россияне предпочитают тратить деньги за границей – на европейских распродажах.

Одно из самых популярных направлений для шопинг-туров – это Финляндия. По данным Росстата, в прошлом году россияне обеспечили более 6% оборота финских гостиниц, и 1% оборота финской розничной торговой сети, что составляет 1,1 млрд евро. Это на 53% больше, чем в 2010 году. По прогнозам финских пограничников, увеличение турпотока из России будет составлять минимум 10% ежегодно.

В целом россияне тратят на Новый год не намного меньше европейцев – около 18 тыс. рублей (428 евро) против 590 евро (24 тыс. 600 рублей). Это при том, что размер средней зарплаты в России и развитых странах Европы отличается в разы (в России он составляет около 24 тыс. рублей, в Германии – примерно 120 тыс. рублей, в Италии – 93 тыс. рублей). За границей россияне покупают одежду, ювелирные украшения и модные гаджеты. Однако, как отмечают эксперты, на родине до половины праздничного бюджета граждан РФ уходит на закупку продуктов питания.

Продвинутые россияне стараются ничем не уступать европейцам и американцам. Это касается и сферы торговли через Интернет. По данным IBM, в «кибер-понедельник» (первый день распродаж интернет-магазинов) американцы потратили на онлайн-покупки на 25,6% больше, чем год назад. По оценкам эксперта департамента оценки «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петра Клюева, российский рынок интернет-торговли растет так же быстро - примерно на 25% год.

«Самые популярные виды покупок у россиян и через Интернет - это электроника (смартфоны, компьютеры) и бытовая техника. За пару месяцев до Нового года активизируются продажи туристических услуг через Интернет. В этом плане структура покупок россиян в Интернете не сильно отличается от американцев и европейцев», - отмечает Клюев. Впрочем, эксперт не исключает, что структура спроса российских покупателей не является следствием роста благосостояния. «Так происходит просто потому, что россияне, покупающие товары через Интернет, живут в крупных городах и обладают средним или высоким уровнем дохода», - считает Клюев.

На самом деле, по оценкам некоторых экономистов, благосостояние граждан России падает. И по законам здравого смысла, покупательского бума перед праздниками быть не должно.

«Текущие темпы роста реальных доходов населения в России говорят, скорее, о возможной стагнации потребительских расходов, нежели о росте, – отмечает аналитик финансовой компании "AForex" Нарек Авакян. - Я не считаю, что в этом декабре рост потребительских расходов сильно превысит уровень декабря прошлого года, рост возможен максимум на 2-3%».

Неблагоприятные тенденции в настроении потребителей отмечает и Росстат. По данным службы госстатистики, индекс потребительской уверенности населения в III квартале 2012 года снизился на 2 п.п. по сравнению со II кварталом и составил 6%. При этом четверть россиян считают, что экономическая ситуация в стране уже ухудшилась. А доля тех, кто ждет дальнейших хухдшений в экономике, выросла с 17% до 22%.

По новым прогнозам ОЭСР, рост ВВП РФ в этом году составит 3,4%, а не 4,5%, как ожидалось ранее. Инфляция достигнет 5%. Неблагоприятные тенденции сохранятся и в будущем году - рост ВВП будет на уровне 3,8%, а инфляция составит 6,4%.

Но хотя жители России и не питают иллюзий по поводу своих доходов и экономики в целом, они не хотят сокращать праздничные траты и встретят Новый год на широкую ногу. Зато если грянет новый финансовый кризис, у них хотя бы останутся воспоминания о сытой жизни.

Мария Коваценко