Posted 14 декабря 2012,, 15:58

Published 14 декабря 2012,, 15:58

Modified 31 марта, 22:00

Updated 31 марта, 22:00

Надоело торговать сырьем

14 декабря 2012, 15:58
Бразилия и Россия кажутся странами, у которых много общего. Однако полное сходство обманчиво. Если первая смогла стать привлекательной для инвесторов, то РФ стремительно превращается в сырьевую базу для индустриально развитых держав.

Бразилия и Россия кажутся странами, у которых много общего. Две гигантские континентальные державы имеют примерно равное по численности население, находятся на одном этапе развития. У России есть своя богатая минеральными запасами Сибирь, а у Бразилии - не менее богатая дельта Амазонки. Даже неолиберальные реформы в обеих странах начались почти одновременно - в 1990-х.

Однако полное сходство очень обманчиво. Если за пару десятилетий преобразований Бразилия смогла совершить огромный социально-экономический скачок и стать одной из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов развивающихся стран, то Россия из страны, первой отправившей человека в космос, стремительно превращается в сырьевую базу для индустриально развитых держав Европы и динамично развивающейся Азии.

Тем не менее, общих интересов пока достаточно, чтобы сохранить динамику в развитии партнерства, которое теперь, похоже, будет называться стратегическим. Ведь возможностей для расширения простой торговли товарами осталось не так уж и много. Оба государства заинтересованы в первую очередь в сырье друг друга, а во многих сферах более высоких технологий они являются уже прямыми конкурентами.

Не случайно, на состоявшемся сегодня втором российско-бразильском форуме, который пафосно именовался «Бразилия-Россия: укрепление стратегического партнерства», вице-премьер РФ Аркадий Дворкович посетовал, что нынешние торговые отношения двух государств развиваются хотя и «неплохо», но показатели двусторонней торговли слишком маленькие, чтобы говорить о полноценном сотрудничестве.

Россия поставляет в Бразилию, в основном, углеводороды и химическую продукцию, а Бразилия - продовольствие. «Этого недостаточно», - убежден вице-премьер. «Мы рассчитываем, что нынешний визит (президента Бразилии в Москву — ред.), а также предстоящий в феврале 2013 года визит председателя правительства РФ в Бразилию будут способствовать увеличению объемов торговли и инвестиций», - заявил Дворкович.

Одновременно он намекнул, что Бразилии неплохо было бы снизить торговые барьеры для российских товаров. «Когда я читал материалы к встрече, я увидел, что барьеры для торговли все еще велики, и более того, они не снижаются, а по некоторым направлениям растут. Реальность мировой экономики такова, что мы пытаемся защищаться, иногда больше чем нужно, от внешней конкуренции, и, конечно, хотелось бы, чтобы правительства на взаимной основе могли найти решения, которые позволят снизить ограничения для торговли и инвестиций, снизить взаимные барьеры», - подчеркнул вице-премьер.

Сама Россия к визиту бразильского президента Дилмы Руссефф (имеющей, кстати говоря, славянские корни и не побоявшейся свой день рождения провести в холодной Москве) сделала очень широкий жест - бразильский самолет Embraer 190 получил сертификат и теперь имеет право эксплуатироваться на территории ряда стран СНГ, в том числе и РФ. Журналисты уже успели назвать этот самолет «убийцей» российского Sukhoi SuperJet-100. Правда, руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в беседе с «Росбалтом» отметил, что на территории России «Суперджет» имеет ряд преимуществ (лучшие летно-технические характеристики, меньшая стоимость и отсутствие таможенных барьеров). Но проблема состоит в том, что российских машин на вторичном рынке пока нет — они только-только выходят на рынок, тогда как ERJ-190 производятся уже достаточно давно (около 8 лет), и на рынке б/у техники они уже есть. А далеко не все российские авиаперевозчики могут позволить себе закупать новую технику. «Очевидно, что при таких условиях ERJ-190 сможет отвоевать «место под солнцем» и в СНГ в целом, и в России», - уверен эксперт.

Впрочем, бразильский лидер выступила на деловом форуме с более обстоятельным докладом, в котором рассказала и о планах развития своей страны, и о совместной роли России и Бразилии в деле трансформации работы международных финансовых организаций, и о многом другом. Руссефф настаивала на том, что такие государства, как Россия и Бразилия, не должны снижать темпов экономического роста, что они не могут идти по пути сокращения расходов, торговли и экономического роста. Она также заявила о необходимости развивать торговлю продукцией обрабатывающих отраслей. «Мы должны разработать такую форму взаимодействия, чтобы делать ставку на обмен промышленной продукции, услугами и товарами с высокой добавленной стоимостью. Мы должны больше обращать внимание на торговлю технологиями», - указала президент.

Россия все еще нужна Бразилии - как в рамках группы БРИК, так и как влиятельный член мирового политического клуба (в этом году РФ председательствует в G20). Да и некоторые возможности для увеличения поставок в Бразилию, например, российских агропромышленных товаров все-таки есть. Из-за фитосанитарных запретов РФ пока не может экспортировать туда свою пшеницу. Кроме того, страны организации МЕРКОСУР, куда входит Бразилия, до сих пор сохранили 10-процентную пошлину на российские товары. Как заявил генеральный директор Объединенной зерновой компании Сергей Поляков, здесь можно было бы найти некоторый потенциал для сотрудничества. По его мнению, если организовать транспортный коридор, по которому из РФ в Бразилию могли бы идти пшеница и удобрения, а обратно - соя, то это дало бы стабильный дополнительный оборот соответствующих товаров на 5 млн тонн.

Однако других, тем более высокотехнологичных, товаров пока в России не много. По итогам российско-бразильской встречи на высшем уровне на момент подготовки материала была оглашена лишь одна сделка по высокотехнологичной продукции: ООО «Вертолеты России» и бразильская компания «Атлас Такси Аэрео СА» подписали контракт на поставку в Бразилию 7 российских вертолетов Ка-62 и опциона еще на 7 машин. Технику предполагается использовать для перевозок грузов на нефтяные платформы бразильской Petrobras. Кстати говоря, к рынку аналогичных услуг в Бразилии присматривается и российская компания «Ютэйр», которая, как сообщил «Росбалту» ее представитель в кулуарах форума, может выйти на бразильский рынок к 2014 году. Сейчас она занимается обновлением своего парка вертолетов, поскольку традиционные российские Ми-8 уже устарели.

Однако о подписании более крупных межгосударственных документов, которые бы двинули далеко вперед возможности развития торговли высокотехнологичными товарами, не сообщалось. Известно лишь, что российский президент Владимир Путин и его коллега Дилма Руссефф утвердили дальнейшие шаги по выполнению плана стратегического партнерства. Были подписаны межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее взаимодействие в сфере военной медицины, истории и гидрологии, а также меморандум о взаимопонимании между министерствами по сотрудничеству в области модернизации экономики.

Возможно, какая-то ясность о том, удастся ли двум странам расширить торговлю за счет высокотехнологичных товаров, появится в ходе визита в Бразилию премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Поездка запланирована на февраль, в те дни, когда проходит традиционный бразильский карнавал.

Владислав Кузьмичев