Posted 26 декабря 2012,, 15:26
Published 26 декабря 2012,, 15:26
Modified 31 марта, 21:48
Updated 31 марта, 21:48
Первый год третьего президентского срока Владимира Путина заканчивается для российской экономики на минорной ноте. Еще до выборов в марте 2012 года темпы роста ВВП России были близки к 5%, хотя считались рядом экспертов слишком низкими для обеспечения социальной стабильности в стране. Но к концу года рост этого главного экономического показателя замедлился до 1,9% в ноябре.
Не лучше обстоят дела и по другим ключевым показателям экономики. Динамика промышленного производства в РФ замедлилась с 4,7% до 1,9%, обрабатывающих производств - с 6,5% до 3% (в октябре), строительного сектора - с 5,1% до 2,1%, а прирост грузооборота транспорта, отражающего реальное положение дел в промышленности, приблизился к уровню статистической погрешности. И это несмотря на сохранение цен на нефть на достаточно высоком уровне. При аналогичных показателях в 2007 году российская экономика росла со скоростью 6,5-7%, а сейчас вряд ли превысит 3,6%.
«Столь радикальный спад экономической активности в условиях крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и стабильно высоких цен на нефть иначе как исчерпанием существующей модели «экономики трубы» и не назовешь. Если при увеличении мощности автомобиля на 40%, он не только не начинает ехать быстрее, но уверенно теряет в скорости, его надо либо отдавать на капитальный ремонт, либо выбрасывать», - полагает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский.
Единственным, правда, весьма сомнительным утешением может служить тот факт, что на фоне стагнирующей Европы состояние российской экономики выглядит вроде как и неплохо. Но, по сути, мы имеем дело с завершением периода восстановительного роста после кризиса 2008-2009 годов, указал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Новых же точек опоры у экономики так и не появилось. Модернизация, объявленная Дмитрием Медведевым во время его президентства, как-то замялась, потребительский спрос растет слабо в силу крайне скромного роста денежных доходов населения. Темпы бегства капитала остаются чрезвычайно высокими. По предварительным оценкам, по итогам года из страны будет выведено $67-70 млрд. Это свидетельствует о том, что в стране так и не появилось достаточного количества точек для инвестирования крупных денежных ресурсов, а риски капиталовложений остаются слишком высокими, несмотря на некоторое улучшение позиций РФ в рейтинге Doing Business.
Одним из немногих «счастливчиков» в России остается автопром. Темпы роста продаж новых автомобилей по-прежнему исчисляются двузначными показателями. Но этот рост во многом был подкреплен уже завершенной (хотя сейчас обсуждается возможность ее возобновления) программой утилизации старых авто и иностранными производителями, наладившими в РФ, в основном, сборку из своих комплектующих. При этом последний независимый крупный производитель российских автомобилей - «АвтоВАЗ» - именно в этом году переходит под контроль зарубежных автогигантов.
«Учитывая, что прогнозы по 2013 году еще хуже, чем фактические результаты 2012-го, можно констатировать замедление роста экономики России», - заявил в интервью «Росбалту» старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Среди негативных результатов года он отметил увеличение темпов инфляции, что привело к повышению кредитных ставок для экономики. Сказалось, конечно, и окончание выборного периода и некоторая заморозка решений до момента формирования правительства. Одновременно, считает аналитик, снизилась устойчивость России по сравнению с 2008 годом: «Относительный размер Резервного фонда не вырос, при росте расходов бюджета он стал дефицитным, темпы роста экономики снизились, значительное количество стрессовых активов и кредитов сохраняется с предыдущего кризиса. Кроме того, банки очень активно кредитуют население», - констатировал Васин.
На 1 ноября в Резервном фонде находилось около 1,93 млрд рублей. Однако в прошлый кризис, при падении цен на нефть ниже заложенных в бюджет, за 9 месяцев было потрачено порядка 3 млрд рублей, напоминает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. А кроме Резервного фонда механизмов по защите от кризиса нет. Правда, она не ожидает кризиса в 2013 году и падения нефтяных цен ниже уровня в $100 за баррель.
Нельзя не вспомнить, что в 2012 году случились такие важные события, как вступление России во Всемирную торговую организацию и отмена поправки Джексона-Веника в США. Последняя капля меда, впрочем, была подкреплена весьма неприятной ложкой дегтя, и к чему может привести нарастающая перепалка между США и Россией, еще не понятно. Дело в том, что сразу после кризиса 2008-2009 годов в США были приняты поправки в налоговое законодательство, которые выводят сферу экономических и фискальных интересов страны за ее пределы и придают им экстерриториальный характер, напоминает Жуковский.
«Совершенно очевидно, что уже сегодня даже без «акта Магнитского» руководство США может без всяких трудностей заморозить активы любого нерезидента, в том числе и российских чиновников. Вашингтон просто заменил один пережиток Холодной войны на пережиток современности. Глобальную конкуренцию никто не отменял», - подчеркивает аналитик.
Как бы то ни было, но похоже, что и в 2013 году слезть с «нефтяной иглы» России не удастся. Даже если прогнозы относительно новой волны глобального экономического кризиса не будут реализованы, у Москвы просто не будет для этого ресурсов. Судя по принятому федеральному бюджету на 2013-2015 годы, власти решили вновь пойти по пути наименьшего сопротивления и будут копить средства на «черный день» вместо того, чтобы вкладывать их в развитие производства и стимулировать развитие отраслей, отличных от добычи углеводородов, сетует Пичугина.
Правда, есть и более пессимистичные оценки. Игорь Николаев, например, полагает, что следующий год станет периодом погружения экономики во вторую волну глобального экономического кризиса, и Россия к ней не готова. Помимо меньших по объему резервов, с 1 января 2013 года серьезным образом повышается налоговая нагрузка на экономику (социальные страховые платежи для многих производств, для индивидуальных предпринимателей; НДПИ, акцизы, налог на имущество, транспортный налог и т.д.). Высокие налоги в таких условиях дестимулируют предпринимательскую активность. А российский бюджет обременен высокой долей обязательств неснижаемого характера (пенсии, довольствия военнослужащим и т.п.). Кроме того, в трехлетнем бюджете запланировано гораздо меньше средств по разделу «Национальная экономика», которые потребовались бы для эффективного противостоянию кризису в условиях падения внешнего спроса.
В результате, правительству Медведева вряд ли удастся переломить тенденцию на торможение российской экономики. И уйдет ли страна в минус по темпам роста ВВП или останется в небольшом плюсе, будет зависеть не столько от политики российского правительства, сколько от того, справятся ли с европейским кризисом Берлин и Париж.
Владислав Кузьмичев