Posted 26 декабря 2012,, 15:26

Published 26 декабря 2012,, 15:26

Modified 31 марта, 21:48

Updated 31 марта, 21:48

«Нефтяная игла» уже не помогает

26 декабря 2012, 15:26
Уходящий год с самого начала обещал быть крайне непростым. Но его результаты оказались хуже ожиданий. Главным печальным итогом стало замедление роста российской экономики, поддержать которую цены на нефть уже не могут.

Первый год третьего президентского срока Владимира Путина заканчивается для российской экономики на минорной ноте. Еще до выборов в марте 2012 года темпы роста ВВП России были близки к 5%, хотя считались рядом экспертов слишком низкими для обеспечения социальной стабильности в стране. Но к концу года рост этого главного экономического показателя замедлился до 1,9% в ноябре.

Не лучше обстоят дела и по другим ключевым показателям экономики. Динамика промышленного производства в РФ замедлилась с 4,7% до 1,9%, обрабатывающих производств - с 6,5% до 3% (в октябре), строительного сектора - с 5,1% до 2,1%, а прирост грузооборота транспорта, отражающего реальное положение дел в промышленности, приблизился к уровню статистической погрешности. И это несмотря на сохранение цен на нефть на достаточно высоком уровне. При аналогичных показателях в 2007 году российская экономика росла со скоростью 6,5-7%, а сейчас вряд ли превысит 3,6%.

«Столь радикальный спад экономической активности в условиях крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и стабильно высоких цен на нефть иначе как исчерпанием существующей модели «экономики трубы» и не назовешь. Если при увеличении мощности автомобиля на 40%, он не только не начинает ехать быстрее, но уверенно теряет в скорости, его надо либо отдавать на капитальный ремонт, либо выбрасывать», - полагает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский.

Единственным, правда, весьма сомнительным утешением может служить тот факт, что на фоне стагнирующей Европы состояние российской экономики выглядит вроде как и неплохо. Но, по сути, мы имеем дело с завершением периода восстановительного роста после кризиса 2008-2009 годов, указал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Новых же точек опоры у экономики так и не появилось. Модернизация, объявленная Дмитрием Медведевым во время его президентства, как-то замялась, потребительский спрос растет слабо в силу крайне скромного роста денежных доходов населения. Темпы бегства капитала остаются чрезвычайно высокими. По предварительным оценкам, по итогам года из страны будет выведено $67-70 млрд. Это свидетельствует о том, что в стране так и не появилось достаточного количества точек для инвестирования крупных денежных ресурсов, а риски капиталовложений остаются слишком высокими, несмотря на некоторое улучшение позиций РФ в рейтинге Doing Business.

Одним из немногих «счастливчиков» в России остается автопром. Темпы роста продаж новых автомобилей по-прежнему исчисляются двузначными показателями. Но этот рост во многом был подкреплен уже завершенной (хотя сейчас обсуждается возможность ее возобновления) программой утилизации старых авто и иностранными производителями, наладившими в РФ, в основном, сборку из своих комплектующих. При этом последний независимый крупный производитель российских автомобилей - «АвтоВАЗ» - именно в этом году переходит под контроль зарубежных автогигантов.

«Учитывая, что прогнозы по 2013 году еще хуже, чем фактические результаты 2012-го, можно констатировать замедление роста экономики России», - заявил в интервью «Росбалту» старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Среди негативных результатов года он отметил увеличение темпов инфляции, что привело к повышению кредитных ставок для экономики. Сказалось, конечно, и окончание выборного периода и некоторая заморозка решений до момента формирования правительства. Одновременно, считает аналитик, снизилась устойчивость России по сравнению с 2008 годом: «Относительный размер Резервного фонда не вырос, при росте расходов бюджета он стал дефицитным, темпы роста экономики снизились, значительное количество стрессовых активов и кредитов сохраняется с предыдущего кризиса. Кроме того, банки очень активно кредитуют население», - констатировал Васин.

На 1 ноября в Резервном фонде находилось около 1,93 млрд рублей. Однако в прошлый кризис, при падении цен на нефть ниже заложенных в бюджет, за 9 месяцев было потрачено порядка 3 млрд рублей, напоминает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. А кроме Резервного фонда механизмов по защите от кризиса нет. Правда, она не ожидает кризиса в 2013 году и падения нефтяных цен ниже уровня в $100 за баррель.

Нельзя не вспомнить, что в 2012 году случились такие важные события, как вступление России во Всемирную торговую организацию и отмена поправки Джексона-Веника в США. Последняя капля меда, впрочем, была подкреплена весьма неприятной ложкой дегтя, и к чему может привести нарастающая перепалка между США и Россией, еще не понятно. Дело в том, что сразу после кризиса 2008-2009 годов в США были приняты поправки в налоговое законодательство, которые выводят сферу экономических и фискальных интересов страны за ее пределы и придают им экстерриториальный характер, напоминает Жуковский.

«Совершенно очевидно, что уже сегодня даже без «акта Магнитского» руководство США может без всяких трудностей заморозить активы любого нерезидента, в том числе и российских чиновников. Вашингтон просто заменил один пережиток Холодной войны на пережиток современности. Глобальную конкуренцию никто не отменял», - подчеркивает аналитик.

Как бы то ни было, но похоже, что и в 2013 году слезть с «нефтяной иглы» России не удастся. Даже если прогнозы относительно новой волны глобального экономического кризиса не будут реализованы, у Москвы просто не будет для этого ресурсов. Судя по принятому федеральному бюджету на 2013-2015 годы, власти решили вновь пойти по пути наименьшего сопротивления и будут копить средства на «черный день» вместо того, чтобы вкладывать их в развитие производства и стимулировать развитие отраслей, отличных от добычи углеводородов, сетует Пичугина.

Правда, есть и более пессимистичные оценки. Игорь Николаев, например, полагает, что следующий год станет периодом погружения экономики во вторую волну глобального экономического кризиса, и Россия к ней не готова. Помимо меньших по объему резервов, с 1 января 2013 года серьезным образом повышается налоговая нагрузка на экономику (социальные страховые платежи для многих производств, для индивидуальных предпринимателей; НДПИ, акцизы, налог на имущество, транспортный налог и т.д.). Высокие налоги в таких условиях дестимулируют предпринимательскую активность. А российский бюджет обременен высокой долей обязательств неснижаемого характера (пенсии, довольствия военнослужащим и т.п.). Кроме того, в трехлетнем бюджете запланировано гораздо меньше средств по разделу «Национальная экономика», которые потребовались бы для эффективного противостоянию кризису в условиях падения внешнего спроса.

В результате, правительству Медведева вряд ли удастся переломить тенденцию на торможение российской экономики. И уйдет ли страна в минус по темпам роста ВВП или останется в небольшом плюсе, будет зависеть не столько от политики российского правительства, сколько от того, справятся ли с европейским кризисом Берлин и Париж.

Владислав Кузьмичев