Posted 13 марта 2013,, 13:21

Published 13 марта 2013,, 13:21

Modified 30 января, 14:22

Updated 30 января, 14:22

Dell – пример для технологических гигантов?

13 марта 2013, 13:21
Спрос на персональные компьютеры падает. До сих пор лидерам рынка никак не удавалось адаптироваться к стремительным изменениям в предпочтениях клиентов. Руководство Dell попытается сделать рывок в этом направлении.

В марте будет завершена сделка по приватизации одного из технологических гигантов – Dell Inc. Это событие отражает радикальные перемены, происходящие в индустрии в условиях, когда падает спрос на персональные компьютеры и растет популярность мобильных устройств. До сих пор признанным лидерам рынка никак не удавалось адаптироваться к стремительным изменениям в предпочтениях клиентов. Руководство Dell попытается сделать рывок в этом направлении.

Стартапы обходят лидеров

В технологическом секторе сегодня сложилась любопытная ситуация. Многолетние лидеры, включая Hewlett-Packard, IBM, Microsoft, HP и Dell, оказались неповоротливыми и хронически не поспевали за потребностями изменившегося рынка. В результате все они несут потери – моральные и материальные.

Обнаружилось также, что многие крупные публичные компании настолько зависимы от сиюминутных требований Уолл-Стрит, что им не хватает дальновидности и смелых идей, которые были залогом успеха в начальной фазе развития. Руководство таких компаний управляет ими от одного квартального отчета к другому, избегая принятия трудных решений, которые так необходимы для настоящего прорыва и долгосрочных результатов.

В итоге, в то время как признанные гиганты сильно недооценены участниками рынка, игнорирующими их возможности и потенциал роста, сомнительные «стартапы» с невнятной стратегией и плохими финансовыми показателями оцениваются в миллиарды долларов. Чтобы переломить ситуацию и безболезненно пройти период реструктуризации, руководство Dell приняло решение уйти с публичного рынка.

История побед и неудач

Компания Dell Inc. была основана в 1984 году и стала, говоря образно, первопроходцем индустрии ПК. Ей удалось резко снизить затраты на производство и организовать прямой выход на конечных потребителей. В результате этих усилий компьютеры перестали быть громоздкими машинами стоимостью в несколько тысяч долларов, став устройством, которое может позволить себе любая семья среднего класса.

В дальнейшем, к сожалению, руководство компании и ее основатель Майкл Делл не смогли уловить происходящие на рынке перемены, когда потребители потеряли интерес к десктопам и даже тонким лэптопам, сделав выбор в пользу нового класса мобильных устройств – смартфонов и планшетов. За 2012 год продажи персональных компьютеров упали на 4%, рынок планшетов вырос на 72%. Скорость происходящих перемен на лицо.

Справедливости ради надо отметить, что Dell и ранее предпринимала попытки обновить свою линейку продуктов – но они оказались неудачными. В 2006 компания представила плеер Dell DJ, который должен был стать конкурентом айподам Apple, однако это устройство не оправдало надежд. В 2010 году был выпущен смартфон Dell Streak - и снят с производства в том же году. Пытаясь оживить интерес к ПК, Dell запустила в производство лэптоп Adamo, но высокая стоимость этого утонченного устройства (2 тыс. долларов) стала причиной крайне вялого интереса и слабых продаж.

Сегодня Dell является третьим по рыночной доле игроком на рынке ПК (10,7%, 352,7 млн устройств), уступив лидерство HP в 2006 году, а затем и вторую строчку Lenovo в 2011-м.

Приватизация «на вырост»

В результате приватизации менеджмент Dell Inc. в сотрудничестве с инвестиционными компаниями Silver Lake и MSD Capital выкупят Dell за $24,4 млрд. Сделка финансируется кэшем и капиталом Майкла Делла, инвесткомпанией Silver Lake, Microsoft ($2 млрд), кредитами от RBC, Credit Suisse, Barclays и Bank of America, а также свободными средствами на балансе компании. Акционеры получат $13,65 за каждую простую акцию, что означает 25-процентную премию к цене закрытия на 11 января, когда впервые появились слухи о возможной приватизации.

Одной из причин, по которым частью приватизированного Dell хочет владеть Microsoft, может стать желание закрепить партнерство с производителем, использующим Windows. Лакомым кусочком являются и 2,4 тыс. патентов, которыми обладает Dell.

Приватизации Dell вполне обоснована. Компания находится в стадии реструктуризации, результатом которой должен стать постепенный уход с рынка ПК, где Dell некогда доминировала, и ориентация на обслуживание корпоративных клиентов, что обеспечивает более высокую рентабельность.Таким образом менеджмент компании избежит давления со стороны акционеров, что позволит сконцентрироваться на реструктуризации, а не ежеквартальных отчетах.

Еще одной деталью сделки является выпуск бондов на сумму $15 млрд в дополнение к уже имеющемуся долгу в $9 млрд. Это представляется более чем логичным шагом ввиду рекордно низких процентных ставок и мягкой кредитно-денежной политики ФРС.

Финансы техгиганта

С начала 1990-х Dell планомерно наращивала объемы выручки, выйдя на максимум в 2007 году. Однако в последние годы компания вошла в стадию стагнации на отметке $62 млрд, а в кризисный 2009 год ее показатели упали до уровней 2004 года. Негативным моментом является и постепенное снижение маржи с прибыли, начиная с 1998 года, когда был достигнут максимум в 8%.

Большую часть выручки Dell получает от продажи портативных устройств и десктопов. Для сравнения, IBM, реструктуризировав свой бизнес, получает примерно 80% своей выручки от предоставления сервисов и программного обеспечения для корпоративных клиентов при операционной марже в 52%, что вдвое больше, чем у Dell, которая по-прежнему зарабатывает 50% общей выручки от продаж ПК с более низкой маржой.

Реструктуризация с потенциалом

5-летний план реструктуризации Dell подразумевает инвестиции в новую линейку продуктов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), ценовую политику и маркетинг. Это потребует больших затрат, а значит, резко снизится поток свободных денежных средств и чистой прибыли, что вызвало бы крайне негативную реакцию инвесторов на публичном рынке.

Смещая фокус на обслуживание корпоративных клиентов, Dell будет ориентироваться на средний бизнес (примерно 500 работников), а не крупнейшие компании из списка Fortune 500, которые обслуживаются IBM и HP. В дополнение к предоставлению сервиса этим компаниям, Dell сможет увеличить спрос и на свою основную продукцию – персональные компьютеры.

Еще одной интересной деталью является прошлогодняя покупка за $500 млн компании Wyse, занимающейся облачными технологиями. Если скомбинировать технологии Wyse и наработки Dell в обслуживании корпоративных клиентов, становится очевидным, что в преддверии реструктуризации Dell находится в очень выгодной позиции.

При всем этом Dell не намерена избавляться от производства ПК в даже в отдаленной перспективе. Компания будет полагаться на это отделение, чтобы генерировать средства для выплаты процентов, полученных в результате сделки по приватизации.

Dell приватизируется в хорошее время: обслуживание долга очень дешево, а показатель цены к чистой прибыли указывает на существенную недооценку компании. Если связка Майкла Делла и фонда Silver Lake сделает все правильно, Dell получит огромный потенциал роста при выходе на биржу уже через несколько лет.

Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu