Posted 13 мая 2013,, 15:21

Published 13 мая 2013,, 15:21

Modified 30 января, 15:19

Updated 30 января, 15:19

Мир на пороге постглобализма

13 мая 2013, 15:21
Неолиберальная модель экономики рухнула, и это уже признают даже западные элиты. Теперь задача экспертов всего мира состоит в том, чтобы найти выход из руин этой модели. При этом надежды связываются с развивающимися странами.

Неолиберальная модель экономики рухнула, и это уже признают даже западные элиты. Теперь задача экспертов всего мира состоит в том, чтобы найти выход из руин этой модели. К такому мнению пришли участники конференции «Конец неолиберализма и возрождение социального государства», которая прошла недавно в Москве.

Как рассказал один из ее участников, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий, более месяца назад, во время Всемирного социального форума, проходившего в Тунисе, была достигнута договоренность о запуске проекта, названного Международной постглобализационной инициативой.

«Это процесс, в ходе которого мы хотим на международном уровне собрать экономистов, социологов, профсоюзы, чтобы вести беседу о выходе из тупика неолиберальной системы», - пояснил Кагарлицкий, в комментарии для «Росбалта».

По его словам задача проекта состоит в том, чтобы «понять, как найти стратегию выхода и построить что-то на этих руинах».

«Мы хотим говорить о вещах менее красивых, но более практичных — о том, как могут решаться вопросы в изменившемся мире, к которому не подходят правила международных институтов — МВФ и так далее. Это мир, где не работает американская гегемония. За время существования американской гегемонии и империализма были произнесены массы филиппик. Но проблема не в том, что этот порядок некрасив и неприятен, а в том, что на данный момент он просто не работает», - отмечает эксперт.

Участники конференции - профессор факультета политологии университета канадской провинции Манитобы Радика Десай и экономист с мировым именем, профессор Лондонского университета Алан Фримен, накануне прочли публичные лекции в Москве. Радика Десай свою тему сформулировала так: «Геополитическая экономика и рождение многополярного мира». Алан Фримэн назвал свое выступление «Инвестируя в цивилизацию: Как выйти из кризиса?».

Судя по этим формулировкам, западные интеллектуалы всерьез озабочены грядущими переменами мирового экономического порядка, неизбежность которых уже не обсуждается.

«Несмотря на то, что сейчас невозможно точно сказать, как долго доллар будет удерживать свои пошатнувшиеся позиции (хотя кризис Еврозоны несомненно способствовал некоторой стабилизации его положения), в настоящее время его дальнейшая судьба зависит от обстоятельств, которые США уже не могут контролировать», - сказала Десай.

По ее словам, «влиятельные лица, включая главу Народного банка Китая, чиновников МВФ, специалистов Королевского института международных отношений — ведущего научно-исследовательского центра Великобритании в этой отрасли, и представителей ООН, по-прежнему говорят о снижении роли доллара, и призывают к его замене или поддержке за счет использования другой валюты».

На следующий день, в ходе самой конференции, зарубежные и российские эксперты попытались найти пути решения этих проблем.

В частности, литовский политик Альгирдас Палецкис заявил, что «Прибалтика 20 лет назад стала испытательным полигоном неолиберализма - дикого капитализма в его новой версии. Наш регион подходил для такой функции. Литва, Латвия и Эстония - небольшие страны. Общее число жителей не достигает и 7 млн. человек».

Он напомнил, что «этим процессом руководила новая и неопытная элита. Свою роль сыграл и эффект маятника, который тогда качнулся слева направо - с плановой экономики на сугубо рыночную».

Палецкис привел цифры, характеризующие нынешнее состояние литовской экономики. По его словам, количество безработных в этой стране, только по официальным данным, на сегодняшний день доходит до 15% , а среди молодежи до 30%.

При этом он отметил, что за последние 20 лет Литва потеряла около одной четверти своих граждан – более 700 тыс. человек, среди которых большинство – экономические эмигранты, а так же пропавшие без вести, увезенные торговцами людьми, просто убитые во времена разгула криминала. Число самоубийств – около 1000 человек в год – одно из самых высоких в Европе. В итоге, по мнению Палецкиса, в Литве назрел вопрос кардинальной смены системы.

Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов считает, что первым шагом к преодолению кризиса может стать переход от чисто неолиберальной политики к ограниченному кейнсианству, что со временем повлечет дальнейшее движение по этому пути.

«Однако для этого потребуется повышение уровня общественной активности и раскол внутри правящего класса», - сказал он.

Экономист уверен, что долговременная эффективная антикризисная политика должна основываться на выстраивании больших рынков, их глубокой интеграции, усилении протекционизма, проведении политики расширения внутреннего спроса и поощрения индустриализации.

«Это потребует концентрации в руках государства больших средств, что может означать и переход под государственный контроль целых отраслей. Налоговая политика должна изменить акценты: рост налогов на прибыль, отмена на небольшую заработную плату, потребительские товары и жилье. Еще один элемент: поддержка научного поиска технологических решений для индустрии», - пояснил он.

В то время, как столпы неолиберальной экономики пострадали от кризиса, страны, в которых сильны позиции противников неолиберализма, например государства БРИКС, чувствуют себя достаточно хорошо, отметила Радика Десай в своем заключительном выступлении. По ее мнению, именно эти страны могут стать локомотивами всей мировой экономики, бросив вызов западному превосходству.

Сергей Серов