Posted 16 мая 2013,, 14:59

Published 16 мая 2013,, 14:59

Modified 31 марта, 19:10

Updated 31 марта, 19:10

Восток не так богат, как казалось

16 мая 2013, 14:59
Энергетический потенциал Восточной Сибири, похоже, сильно переоценен. К тому же Россия может опоздать к разделу газового рынка в Азии и наступить на знакомые грабли — создать мощную экспортную инфраструктуру, но не развить переработку внутри страны.

В первой половине июня в правительстве должно пройти совещание по развитию нефтегазохимии на Дальнем Востоке. В минувшую среду Аналитический центр при правительстве собрал экспертов из государственных и частных структур на «круглый стол» «Развитие нефтяной и газовой промышленности на востоке России».

Сейчас чиновники думают над тем, какую политику выбрать, исходя из реальных возможностей государства и структуры спроса на энергоресурсы в Азии. Проблема в том, что азиаты заинтересованы прежде всего в сырье, а рост рынка продуктов его переработки происходит в основном за счет развития внутренних производственных мощностей, рассказал руководитель дирекции центра по стратегическим исследованиям в энергетике Александр Курдин. «Мне кажется, что восточный вектор энергетической стратегии может быть существенно переоценен», - сообщил он.

Напомним, проект по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока России сопровождался громкими обещаниями развить нефтегазохимию, что сулило стране гораздо большие дивиденды, чем простой перегон нефти из недр земли на азиатские нефте- и газоперерабатывающие предприятия. Однако, помимо настроя азиатов, не способствующего выполнению этой задачи, выяснилось, что ресурсная база недр региона не так уж богата.

По данным руководителя нефтегазового сектора аналитического управления «Ренессанс Капитал» Ильдара Давлетшина, первичные результаты исследования ресурсов нефти последних 3-4 лет оказались ниже, чем планировалось. «Вероятен более поздний запуск проектов», - сообщил он, добавив, что из-за отсутствия инфраструктуры в разы увеличиваются стоимость добычи и доставки нефти до потенциальных потребителей.

Как было объявлено на «круглом столе», в Восточной Сибири энергоресурсов недостаточно даже для того, чтобы полностью обеспечить первый маршрут поставок газа в Китай. Видимо, речь шла о газопроводе «Алтай», по которому планируется экспортировать около 30 млрд кубометров газа в год с месторождений Западной Сибири. Лишь восточный газовый маршрут предполагает поставку с восточносибирских месторождений — Чаяндинского и Ковыктинского. Да и по нефти часть поставок может быть осуществлена за счет своповых сделок - «Роснефть» отправит «черное золото» на Павлодарский РПЗ в Казахстане, а казахи уже дадут аналогичный объем Поднебесной. Правда, для этого придется решить вопрос, кто будет платить экспортную пошлину за поставки в государства, не входящие в Таможенный союз.

Что касается переработки, то, как отметил один из участников «круглого стола», «Газпром» сейчас нацелен на простое увеличение экспорта: «У «Газпрома» нет иных задач, кроме как добывать 1 трлн кубометров. Если «Газпром» будет развивать Восточную Сибирь, забудьте о газохимии».

При этом уже очень скоро увлечение добычи "голубого топлива" за счет валового прироста может не самым лучшим образом аукнуться газовому гиганту. Через 3-4 года на рынок АТР выходит 60 млн тонн СПГ от Австралии, и российское топливо там может просто оказаться не нужным. Дефицит газа на рынке Азии — не такой уж и высокий.

Российские энергетики планируют увеличить свою долю на мировом рынке сжиженного природного газа с нынешних 4,5% до 10-15%. В абсолютных цифрах, правда, рост выглядит более существенным — с 9,6 млн тонн до 35-40 млн тонн. Однако пока в России действует лишь один завод в рамках проекта "Сахалин-2". Его проектная мощность составляет 9,6 млн тонн, но производство может быть расширено до 15 млн тонн, если под него будет найдена достаточная ресурсная база. ТЭО проекта будет готово к середине года.

Сейчас рынок АТР потребляет 102,6 млрд кубометров. Примерно три четверти этого объема уже заняли Катар и Австралия. После того, как на рынок хлынет поток австралийского СПГ, российская потенциальная ниша резко сузится. Проблема в том, что россияне слишком долго раскачивались. Газпромовский проект строительства завода СПГ во Владивостоке уже опаздывает к разделу рынка и пока не имеет собственной работающей сырьевой базы. Третий проект - Ямал-СПГ (НОВАТЭК и Total) - к 2016 году сможет производить 5 млн тонн СПГ, а в 2018-м — 15 млн тонн, но он требует развития Северного морского пути и, как минимум, разрешения независимым производителям экспортировать газ из России.

Владислав Кузьмичев