Posted 4 июня 2013,, 08:14

Published 4 июня 2013,, 08:14

Modified 31 марта, 18:51

Updated 31 марта, 18:51

Параллельный бизнес борцов за параллельный импорт

4 июня 2013, 08:14
Пока политики и чиновники перекладывают друг на друга ответственность за российскую экономику, вокруг важных решений идет активная лоббистская борьба. Как показывает небольшое расследование – не всегда честная.

Пока политики, чиновники и опальный Алексей Кудрин перекладывают друг на друга ответственность за российскую экономику, а чиновники и эксперты пытаются понять, какими методами вывести финансовую систему из состояния застоя, вокруг важных экономических решений идет активная лоббистская борьба. Как показывает небольшое расследование – не всегда честная. Изначально редакцией планировалась публикация статьи на экономическую тематику: плюсы и минусы оживления стагнирующей экономики. Но в процессе подготовки мы наткнулись на более острую и «жареную» тему: сторонники некоторых экономических решений, которые позиционируются как независимые представители от бизнес-сообщества, оказываются полностью от зависимыми от некоторых компаний. Но начнем с самого начала.

Одним из самых спорных и обсуждаемых методов оживления экономики является вопрос так называемого параллельного импорта. Сегодня импорт в Россию товаров иностранного производства для их перепродажи разрешен только непосредственному владельцу бренда или компании, получившей письменное разрешение от этого владельца. То есть для того, чтобы ввести в Россию, например, партию оригинальных автозапчастей для автомобилей Toyota или парфюмерию L’Oreal, вам нужно разрешение от этих компании. Параллельный же импорт – это разрешение любой компании импортировать в Россию любую продукцию.

По словам сторонников разрешения параллельного импорта, эта мера придаст импульс потребительскому спросу, разовьет конкуренцию и приведет к снижению цен. По словам противников – приведет к потоку поддельных товаров, закрытию высокотехнологичных заводов, которые были построены в России теми же компаниями Toyota и L’Oreal, сокращению рабочих мест, сокращению налоговых поступлений.

Споры идут уже четвертый год. Весной этого года инициатива Федеральной антимонопольной службы о разрешении параллельного импорта была поддержана первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Также в числе сторонников параллельного импорта значится Минобрнаука, в числе противников - Минэкономразвития, Минпромторг, ФТС и Роспатент. Один из их главных контраргументов состоит в том, что с разрешением параллельного импорта в страну хлынет контрафакт. То есть, потребители, которые с одной стороны надеются на снижение цен на фоне усилившейся конкуренции, вместо недорогих товаров могут получить попросту контрафактные, что особенно критично для рынков автозапчастей, косметики, лекарственных средств и продуктов питания. По словам экспертов, цена вопроса может оказаться очень высокой ведь поддельные автозапчасти это риск для жизни миллионов автовладельцев.

Встает также вопрос и о добросовестной конкуренции. Так, по мнению многих чиновников, разрешение параллельного импорта негативно скажется на отечественном производителе, будь то российские или международные компаний, заводы которых платят налоги в России, на которых работают сотни тысяч работников. Массовый приток дешевых подделок из Китая, например, может привести к банкротству производственных компаний, среди которых будут и российские производители. Ведь, потребитель переключится на дешевый контрафакт и высокотехнологичные заводы встанут.

В широкую дискуссию по поводу параллельного импорта включились не только многочисленные министерства и ведомства, но и общественные организации. Наиболее влиятельные: "Деловая Россия" и представители бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Они активно собирают мнения бизнеса за и против, проводят встречи с чиновниками. В основном эти организацию выступают за введение параллельного импорта, объясняя это уже приведенными выше аргументами: рост конкуренции, снижение цен и тд.

Но есть одно «но». Как выяснила наша редакция, один из самых ярких борцов за введение параллельного импорта бизнес-омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, является сторонником введения параллельного импорта не только «по зову сердца».

Из простого поиска в интернете видно, что Анатолий Семенов в первую очередь не омбудсмен, а адвокат «серых импортеров» автомобильных запчастей. Уже много лет Семенов представляет в арбитражных судах компании «Автологистика» и EmEx Group - «серых импортеров», на которых все время заводятся дела по незаконному ввозу автомобильных запчастей. Среди истцов японская компания Kayaba, немецкие BMW, Porsche и Daimler.

Омбудсменом по интеллектуальной собственности Семенов был назначен только осенью 2012 года, при этом он продолжил совмещать эту должность с работой адвоката «Автологистика» и EmEx Group.

По закону N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», “уполномоченный не вправе… заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность”.

То есть после назначения на должность омбудсмена Семенов должен был прекратить свою коммерческую деятельность и отказаться от работы с «серыми импортерами». Но этого не произошло. Более того, Семенов продолжил активную работу с «серыми импортерами» (последние суды датируются концом апреля 2013) и одновременно стал бурно раскручивать тему легализации параллельного импорта: организовывал пресс-конференции, давал комментарии в СМИ, участвовал во всевозможных заседаниях и дискуссиях.

Сложилась парадоксальная ситуация: омбудсмен по интеллектуальной собственности открыто работает в качестве адвоката нарушителей прав на интеллектуальную собственность, и так же открыто лоббирует их интересы во всех органах государственной власти! И этого человека активно слушают в правительстве и деловом сообществе, серьезно обсуждая плюсы параллельного импорта, в то время как он целенаправленно обслуживает интересы узкой группы «серых импортеров».

Получается, что для продавливания серьезных экономических решений появился новый инструмент: нужно своего юриста протолкнуть в бизнес-омбудсмены.