Posted 25 июня 2013,, 15:29

Published 25 июня 2013,, 15:29

Modified 31 марта, 18:31

Updated 31 марта, 18:31

Пенсионеры и военные оплатят секвестр бюджета

25 июня 2013, 15:29
В правительственной риторике все чаще проскальзывают слова и выражения, которые можно было услышать в период кризиса 1998 года. Избежать сокращения расходов, судя по всему, уже не удастся.

В правительственной риторике все чаще проскальзывают слова и выражения, которые можно было услышать в период кризиса 1998 года. Одна из последних «реинкарнаций» прошлого финансового ужаса — секвестр. Хотя чиновники всеми силами от него открещиваются, избежать сокращения расходов, судя по всему, уже не удастся. Цены на энергоресурсы, от которых зависит 60% бюджета, упали до критически низких уровней, и в казне появляются «дыры».

Правительство не готово увеличивать внешние заимствования для балансировки федерального бюджета и всеми силами держится за финансовую кубышку, в которую складываются сверхдоходы от экспорта сырья. Впрочем, сейчас шансов занять на внешних рынках по приемлемой ставке немного, а неблагоприятная конъюнктура и усилия лоббистов сдерживают приватизацию. Поэтому латать бреши, видимо, вновь придется за счет пенсионеров и военных.

В минувший понедельник министр финансов Антон Силуанов заявил, что как такового секвестра не будет. Видимо, не желая вызывать призрак дефолта 1998 года, он сообщил о предлагаемой его ведомством смене приоритетов финансирования с учетом новых задач. Однако в каких бы словах не формулировалась мысль, по сути речь идет именно о сокращении расходов. В случае с пенсионерами Минфин предлагает снизить трансферт Пенсионному фонду, а для военных — передвинуть на более поздние сроки финансирование госпрограммы вооружений.

По словам Силуанова, в 2014 году доходы будут почти на 630 млрд рублей меньше параметров, утвержденных в бюджете на 2013-2015 годы. «Недостача» в 2015 году ожидается уже на уровне 923 млрд. Доходы на 2016 год ранее не утверждались, но они не намного превышают спрогнозированные ранее доходы 2015-го.

Опасения и осторожность Минфина понятны. Помимо рухнувших до $100 за баррель цен на нефть Brent, национальную экономику продолжает лихорадить. Индекс промышленного производства в январе-мае 2013 года составил всего 100,2% от уровня соответствующего периода прошлого года. А за первые 4 месяца года ВВП страны вырос всего на 1,6%.

На заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам шеф Силуанова — премьер-министр Дмитрий Медведев - тоже избегал слова секвестр, назвав то, что предстоит сделать чиновникам, «болезненной оптимизацией». Он сообщил, что в 2014 году дефицит федерального бюджета может составить 400 млрд рублей, а два следующих года — по 500 млрд.

Впрочем, предложение Минфина раскритиковали многие участники заседания, и окончательное решение пока не принято. «У нас ничего пока не сокращается. Это планы, которые представил Минфин, а премьер подтвердил, что мы пока по ним не идем, мы их уточняем. Когда у нас будет заседание правительства 4 числа, тогда вы увидите, и мы вам все покажем, сокращается у нас что-то или нет», - заявил журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Как сообщил чиновник, являющийся также инвестиционном омбудсменом, Медведев поставил задачу обеспечить реализацию программ развития. В представленных Минфином материалах расходы инвестиционного характера сокращаются по отношению к ВВП и по отношению к инвестрасходам текущего года. «Это крайне негативно может сказаться на развитии. Этого допустить нельзя», - подчеркнул Шувалов.

Любопытно, что Минфин и правительство говорят о сокращении расходов на пенсии и оборонку в условиях гипервысоких расходов на Олимпиаду в Сочи и футбольный чемпионат. Сейчас бюджетный трансферт Пенсионному фонду составляет 1 трлн рублей. Силуанов назвал его снижение основным маневром по балансировке бюджета. «Мы видим возможным сократить трансферт за счет отмены льгот по уплате страховых взносов и за счет тех остатков от прогноза поступлений из соответствующих фондов, которые выше, чем мы изначально планировали», - заявил министр. По оценке Минфина, в 2014 году это даст 470 млрд рублей дополнительных ресурсов, в 2015-м - 672 млрд, а в 2016-м — 624 млрд рублей. Правда, непонятно, как в этом случае государство собирается платить пенсионерам. Эксперты не исключают, что правительству придется отказаться еще от одного «бонуса» предвыборных обещаний президента Путина - индексации пенсий, поскольку заменить этот платеж попросту нечем.

Профицит консолидированного бюджета стремительно сокращается — за 4 месяца он снизился на 38%. Нефтегазовые доходы сократились на 10,3% при тех же ценах, а ненефтегазовые — на 31,5% в результате уменьшения налоговых отчислений.

Перспективы развития ситуации вызывают определенный скепсис у экспертов. Ведь во главе трех ключевых экономических ведомств — Минфина, Минэкономики и Центробанка - оказались представители либерального крыла экономистов. Тот же Алексей Улюкаев, назначенный министром экономического развития, был в прошлом одним из ближайших помощников идеолога рыночных реформ в России Егора Гайдара. Фактически, как и во времена Ельцина, в стране сложился блок либералов, который полностью контролирует всю социально-экономическую политику. По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, теперь последуют «безумные спекуляции», а затем «экономическая катастрофа».

Владислав Кузьмичев