Posted 21 августа 2013,, 05:34

Published 21 августа 2013,, 05:34

Modified 30 января, 17:35

Updated 30 января, 17:35

Космическое задание

21 августа 2013, 05:34
Роскосмос планирует создание эффективной системы контроля и управления предприятиями комплекса. В Госдуме предлагают создать Совет по развитию космонавтики, который, возможно, будет курировать лично президент.

В Госдуме предлагают создать Совет по развитию космонавтики, который, возможно, будет курировать лично президент. Сейчас в комитете по промышленности обсуждается структура такого совета, и, скорее всего в ближайшее время, предложения по кандидатам будут направлены Владимиру Путину. Перед новым органом стоит главная задача - постоянно контролировать Федеральное космическое агентство, участвовать в выработке стратегии отрасли, ее реализации, мониторинге и коррекции.

По словам первого зампреда комитета по промышленности Владимира Гутенева, сейчас накопилось много критики в адрес космического ведомства и лично Владимира Поповкина. Однако депутат признает, что критика не совсем объективна, поскольку не выстроены условия вертикального управления космической отраслью.

Если появится новая структура, то, по мнению экспертов, это поможет Роскосмосу избежать новых ошибок. Последнее ЧП, которое всеми припоминается, - авария в начале июля ракеты "Протон-М" с тремя аппаратами "ГЛОНАСС-М". Да, упал "Протон", но ведь такое случалось и раньше: с декабря 2010 года это уже девятая авария.

Между тем, Владимир Поповкин был назначен руководителем Федерального космического агентства только в апреле 2011 года. Он, генерал армии, начинавший свою военную биографию начальником команды "Гагаринского старта" на Байконуре и ставший позже начальником штаба и командующим космическими войсками, наверное, как никто другой понимал необходимость реформирования космической отрасли и подготовил соответствующие предложения. Причем такая реформа де-факто уже ведется. И как любая реформа сталкивается с серьезным сопротивлением.

С одной стороны, оппоненты упирают на то, что необходимо до конца использовать имеющийся потенциал, который не исчерпан полностью. Ведь в России космос и ракетно-космическая индустрия всегда были поводом для гордости. Долгое время мы оставались первыми. Мы и сейчас все еще первые по количеству запусков космических аппаратов. Однако это первенство базируется на наработках советской космонавтики. Америка и Европа наступают нам на "пятки"; пытается создать космическую промышленность и Китай. По признанию Владимира Гутенева, "пока Россия все еще держит первое место по числу космических запусков. Но не исключено, что уже в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей.

Спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9 и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС".

С другой стороны, ряд экспертов полагает, что реформирование должно быть осторожным и взвешенным, иначе мы рискуем потерять ту базу, что лежит в основе наших былых достижений. Одна из нерешенных пока проблем - десятки практически бесконтрольных, раздробленных предприятий с разной организационно-правовой формой, которые во многом лишь формально подчинены Роскосмосу.

Тем не менее, под нажимом федерального агентства постепенно начинает работать система взаимной ответственности в отрасли, которая отражается на деятельности десятков заводов-поставщиков техники и оборудования, строительных организаций и сотен других предприятий и организаций.

Но ситуацию одномоментно не исправить, ведь космическое ведомство с течением времени мало изменилось, несмотря на то, что неизмеримо усложнились управляемые им предприятия-производители, рыночная среда, законодательство.

Что мешает оздоровлению космической отрасли? Эксперты считают, что даже на такое специфическое ведомство оказывают влияние опробованные практики, распространенные в "земной" экономике, а именно: попытки отдельных руководителей отраслевых центров извлекать финансовую выгоду "с убытков". По мнению летчика-космонавта Юрия Батурина и аудитора Счетной палаты Александра Пискунова, суть происходящего в космической отрасли России сегодня сводится к тому, что мероприятия, необходимые для развития ракетно-космической отрасли, определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, а также размыванием ответственности за использование инвестиций. Все это во многом обеспечивает поддержание морально и физически устаревших производственных мощностей, а не формирует условия для выполнения приоритетных для ракетно-космической отрасли задач.

Предприятия-производители космической техники заинтересованы в получении через Роскосмос максимально возможных финансовых средств, причем, чем масштабнее проект, тем вероятнее получение запрошенных денег и тем легче отодвинуть сроки его осуществления. Используемые предприятиями сложные финансовые схемы, в суть которых не может проникнуть не только Роскосмос, но и Росфинмониторинг, показывают, что стратегической целью предприятий космической отрасли России являются деньги, получаемые их собственниками, акционерами, менеджментом, но вовсе не обеспечение стратегических государственных интересов.

Коммерциализация космоса привела к тому, что большая часть предприятий отрасли, стремясь удержаться на плаву, сконцентрировались на использовании советского задела. В разработку же новой техники средства практически не вкладывались. Сегодня львиная доля космических запусков идет с помощью ракет-носителей "Союз" и "Протон", созданных еще в 60-е годы прошлого века. Они, безусловно, надежные, но уже устаревшие. На смену им давно обещана "Ангара". Ее разработкой занимается ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Этот проект всегда поддерживал Владимир Поповкин, прекрасно осознавая, что на рынок начинают выходить и другие игроки, которые не прочь подемпинговать. Их продукции можно противопоставить лишь качественные ракеты.

В ходе реформирования космической отрасли в вертикально-интегрированную структуру гиганты стали терять свои позиции лидеров мировой ракетно-космической промышленности. Одним из примеров может служить проект "Морской старт", который РКК "Энергия", по сути, выкупила у "Боинга". Проект ежегодно обходится государству в сотни миллионов долларов чистого убытка. Прямые потери по проекту 2011 году составили более 100 миллионов долларов, по итогам 2012 года результат не лучше. Причина убытков - малое количество стартов. И даже с теми пусками, что есть на балансе у компании, не все ладно. Так, в начале февраля 2013 года у ракеты-носителя "Зенит-3SL" со спутником связи "Интелсат-27" (IS-27) вскоре после пуска с плавучего космодрома в Тихом океане произошло аварийное отключение двигателя первой ступени.

В то же время швейцарская корпорация "Сиа Лонч АГ" (дочка РКК "Энергия"), осуществляющая запуски по программе "Морской старт", после года самостоятельной работы вынуждена была признать себя банкротом. Чтобы реанимировать работу по программе, ей срочно требуется как минимум 200 миллионов долларов. По данным СМИ, совокупная задолженность компании "Сиа Лонч АГ" перед кредиторами составляет не менее 530 миллионов долларов.

Секрет устойчивости ряда "космических" предприятий - использование разнообразных схем "оптимизации" финансовых потоков и систем управления. Чрезмерное увлечение денежной стороной вопроса с бесконечным набором запутанных финансовых схем, часто оборачивающихся колоссальными убытками, должно, по идее, очень серьезно заинтересовать чиновников Росимущества.

В Роскосмосе в свою очередь не смогли спокойно смотреть на сложившуюся ситуацию, и ведомство начало работу по наведению порядка в отрасли. Однако не все руководители предприятий космической отрасли хотели бы подчиниться военной дисциплине, которую пытается внедрить глава агентства. Тем не менее, Владимир Поповкин, желая настроить на четкую, а главное прозрачную схему работы все подразделения ведомства, прекрасно понимает, что главное для нынешней космической отрасли выстроить эффективно работающую систему.

Не всем понравились новые порядки. Так на сайте ОАО "Российские космические системы" было опубликовано открытое письмо одного из руководителей предприятия, в котором глава агентства обвинялся в "снижении окладов директорам предприятий" и "проведении финансовых проверок, в частности, проверки цен по госконтрактам". Между тем, Счетная палата уже заинтересовалась эффективностью работы предприятий космической отрасли, работающих под эгидой ведомства.

Пора, наконец, решить судьбу одного из самых успешных наших производителей - НПО "Энергомаш", на знаменитых двигателях которого РД191 и РД171 летают не только отечественные, но и американские носители. Его формальная принадлежность к РКК "Энергия" дает возможность выполнять заказы на выпуск ракет-носителей только для нужд одной корпорации. А ведь раньше НПО "Энергомаш" обслуживало несколько производителей, что не только позволяло создавать линейку двигателей, но и стимулировало к новациям.

Многие ждут, когда глава Роскосмоса начнет закручивать гайки. Владимир Поповкин, обладая генеральским напором, неплохо умеет выполнять приказы военно-политического руководства. Как бывший командующий Космическими войсками России он как никто другой понимает, насколько тесно взаимосвязаны космос и оборона.

Сегодня решается вопрос, какой быть российской космонавтике. Ненужная шумиха вокруг Роскосмоса на руку лишь злопыхателям. Эксперты заявляют о том, что федеральному агентству необходимо предоставить больше полномочий, в том числе и по контролю подведомственных предприятий. Может быть, необходимо дать возможность федеральному ведомству довести реформу до конца и попытаться вернуть в отрасль четкое планирование и дисциплину? Сегодня все ждут подготовленный правительством проект единой Программы, включающей все стороны гражданской космонавтики. Подождем и мы.

Ирина Александрова, "Российская газета"