Путин сказал «резать»

Путин сказал «резать»

Бюджет не потянул экономические амбиции власти. Сославшись на кризис, президент разрешил правительству сократить расходы. За невыполненные обещания, как обычно, никто отчитываться перед народом не будет и ответственности не понесет.


© Фото с сайта kremlin.ru

Бюджет не потянул экономические амбиции власти. Сославшись на кризис, президент разрешил правительству сократить расходы.

Символично: заявление о том, что правительству придется сократить расходы, Владимир Путин сделал на острове Русский — одном из символов чиновничьей расточительности. Ради проведения саммита АТЭС в развитие этой территории были вложены гигантские деньги, а позже были возбуждены дела о хищении немалых сумм, обналичивании бюджетных средств, выделенных на подготовку мероприятия. Были также претензии к качеству построенной инфраструктуры — в частности, вантового моста, который стал пятым по протяженности в мире.

«Поскольку она (российская экономика — ред.) не растет такими темпами, как мы ожидали, то не будет, соответственно, и доходов, которых мы ожидали. А мы уже программу нарисовали, исходя из предполагаемого ранее роста экономики, наметили расходы бюджета», — сообщил Путин.

Объем промышленного производства в июле действительно сократился на 0,7% (ранее спад фиксировался в январе, феврале и мае). Однако по итогам 7 месяцев объем производства остался на уровне соответствующего периода 2012 года. С точки зрения бюджета тоже все не так уж плохо: после длительного, но неглубокого снижения, цены на нефть вновь скакнули к отметке в $115 долларов за баррель. «Дыры» в российском бюджете пока нет. За первое полугодие он исполнен с профицитом 306,88 млрд рублей. При ухудшении ситуации на Ближнем Востоке стоимость «черного золота» будет расти и дальше, укрепляя при этом рубль», — отметила заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова.

Так нужен ли секвестр? Может, власть что-то недоговаривает? Например, ожидает пресловутую очередную волну кризиса, опасается потерять рынки в Европе из-за сланцевой революции или просто желает под шумок бурления мировой экономики избавиться от чрезмерных обещаний?

Минфин оценил снижение доходов бюджета на 2014—2016 годы в 1,6 трлн руб. — примерно по 4% в год, если соотнести эту сумму с текущими расходами. Предыдущее планирование бюджетных показателей на перспективу осуществлялось из расчета 5-7% роста экономики в течение года, вспоминает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. В действительности же мы имеем меньше 2% при отсутствии ожиданий существенного ускорения в последующие годы. В таких условиях необходимо корректировать темпы роста расходов бюджета, соглашается аналитик с чиновниками.

«Другими факторами, ухудшающими бюджетные показатели, являются высокие расходы на проведение Олимпиады-2014 и Чемпионата мира по футболу 2018. Эти обязательства страна на себя взяла, расходы только растут, превышая изначальные бюджеты, сократить их нельзя», — отметил Васин. Также к числу негативных факторов он добавил недополученные от нефтяных компаний налоги из-за активного применения льгот, касающихся разработки истощенных месторождений. В июле 2013 года ФНС предупреждал, что в текущем году бюджет может недосчитаться 1,3 трлн руб. — из-за роста налоговой нагрузки многие предприятия активнее используют инструменты налоговой оптимизации. «Кроме того, замедление экономики сказалось и на абсолютных показателях прибыльности не лучшим образом», — подчеркнул аналитик.

Президент не стал говорить, какие именно расходы предстоит сократить. «Сейчас правительство стоит перед непростым выбором: где-то придется уже заранее исходить из реалий и где-то подрезать предполагавшиеся ранее расходы», — сообщил он. Соответственно, пока не известно, коснется ли секвестр того, что прописано в майских указах главы государства. «Кроме самого Путина и членов правительства, а также заинтересованного в финансировании бизнеса, никто не знает, в чем смысл этих указов, и не заметит того, будут они выполнены или нет. Ни президент, ни правительство никогда не отчитываются перед гражданами за выполнение собственных обещаний и уж точно не понесут никакой ответственности», — отметил Васин. Впрочем, Дарья Желланова уверена, что пока речь идет не о сокращении соцрасходов, а лишь о том, чтобы отказаться от их наращивания.

Тем не менее, любое сокращение расходных статей бюджета всегда воспринимается очень болезненно — будь то военная отрасль или социалка. Возможно, что оценка Минфина станет лишь начальной точкой. Все-таки сумма в 1,6 трлн рублей — это примерно 12% расходной части федерального бюджета. По мнению инвестиционного аналитика Тимофея Шолтеса, недооценка потребностей в финансировании и реального положения дел может составить до 1 трлн. «В текущей экономической картине лишних расходов в социальной сфере не заметно. Напротив, есть очень широкие возможности для их увеличения, причем абсолютно продуктивного. Безболезненных сокращений в этой сфере не бывает. Очень может быть, что абсолютное большинство указаний, данных президентом в мае, будут выполнены хотя бы номинально», — отметил он.

Владислав Кузьмичев