Posted 2 сентября 2013,, 15:23

Published 2 сентября 2013,, 15:23

Modified 31 марта, 17:30

Updated 31 марта, 17:30

Путин сказал «резать»

2 сентября 2013, 15:23
Бюджет не потянул экономические амбиции власти. Сославшись на кризис, президент разрешил правительству сократить расходы. За невыполненные обещания, как обычно, никто отчитываться перед народом не будет и ответственности не понесет.

Бюджет не потянул экономические амбиции власти. Сославшись на кризис, президент разрешил правительству сократить расходы.

Символично: заявление о том, что правительству придется сократить расходы, Владимир Путин сделал на острове Русский — одном из символов чиновничьей расточительности. Ради проведения саммита АТЭС в развитие этой территории были вложены гигантские деньги, а позже были возбуждены дела о хищении немалых сумм, обналичивании бюджетных средств, выделенных на подготовку мероприятия. Были также претензии к качеству построенной инфраструктуры — в частности, вантового моста, который стал пятым по протяженности в мире.

«Поскольку она (российская экономика — ред.) не растет такими темпами, как мы ожидали, то не будет, соответственно, и доходов, которых мы ожидали. А мы уже программу нарисовали, исходя из предполагаемого ранее роста экономики, наметили расходы бюджета», — сообщил Путин.

Объем промышленного производства в июле действительно сократился на 0,7% (ранее спад фиксировался в январе, феврале и мае). Однако по итогам 7 месяцев объем производства остался на уровне соответствующего периода 2012 года. С точки зрения бюджета тоже все не так уж плохо: после длительного, но неглубокого снижения, цены на нефть вновь скакнули к отметке в $115 долларов за баррель. «Дыры» в российском бюджете пока нет. За первое полугодие он исполнен с профицитом 306,88 млрд рублей. При ухудшении ситуации на Ближнем Востоке стоимость «черного золота» будет расти и дальше, укрепляя при этом рубль», — отметила заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова.

Так нужен ли секвестр? Может, власть что-то недоговаривает? Например, ожидает пресловутую очередную волну кризиса, опасается потерять рынки в Европе из-за сланцевой революции или просто желает под шумок бурления мировой экономики избавиться от чрезмерных обещаний?

Минфин оценил снижение доходов бюджета на 2014—2016 годы в 1,6 трлн руб. — примерно по 4% в год, если соотнести эту сумму с текущими расходами. Предыдущее планирование бюджетных показателей на перспективу осуществлялось из расчета 5-7% роста экономики в течение года, вспоминает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. В действительности же мы имеем меньше 2% при отсутствии ожиданий существенного ускорения в последующие годы. В таких условиях необходимо корректировать темпы роста расходов бюджета, соглашается аналитик с чиновниками.

«Другими факторами, ухудшающими бюджетные показатели, являются высокие расходы на проведение Олимпиады-2014 и Чемпионата мира по футболу 2018. Эти обязательства страна на себя взяла, расходы только растут, превышая изначальные бюджеты, сократить их нельзя», — отметил Васин. Также к числу негативных факторов он добавил недополученные от нефтяных компаний налоги из-за активного применения льгот, касающихся разработки истощенных месторождений. В июле 2013 года ФНС предупреждал, что в текущем году бюджет может недосчитаться 1,3 трлн руб. — из-за роста налоговой нагрузки многие предприятия активнее используют инструменты налоговой оптимизации. «Кроме того, замедление экономики сказалось и на абсолютных показателях прибыльности не лучшим образом», — подчеркнул аналитик.

Президент не стал говорить, какие именно расходы предстоит сократить. «Сейчас правительство стоит перед непростым выбором: где-то придется уже заранее исходить из реалий и где-то подрезать предполагавшиеся ранее расходы», — сообщил он. Соответственно, пока не известно, коснется ли секвестр того, что прописано в майских указах главы государства. «Кроме самого Путина и членов правительства, а также заинтересованного в финансировании бизнеса, никто не знает, в чем смысл этих указов, и не заметит того, будут они выполнены или нет. Ни президент, ни правительство никогда не отчитываются перед гражданами за выполнение собственных обещаний и уж точно не понесут никакой ответственности», — отметил Васин. Впрочем, Дарья Желланова уверена, что пока речь идет не о сокращении соцрасходов, а лишь о том, чтобы отказаться от их наращивания.

Тем не менее, любое сокращение расходных статей бюджета всегда воспринимается очень болезненно — будь то военная отрасль или социалка. Возможно, что оценка Минфина станет лишь начальной точкой. Все-таки сумма в 1,6 трлн рублей — это примерно 12% расходной части федерального бюджета. По мнению инвестиционного аналитика Тимофея Шолтеса, недооценка потребностей в финансировании и реального положения дел может составить до 1 трлн. «В текущей экономической картине лишних расходов в социальной сфере не заметно. Напротив, есть очень широкие возможности для их увеличения, причем абсолютно продуктивного. Безболезненных сокращений в этой сфере не бывает. Очень может быть, что абсолютное большинство указаний, данных президентом в мае, будут выполнены хотя бы номинально», — отметил он.

Владислав Кузьмичев