Posted 15 октября 2013,, 12:11

Published 15 октября 2013,, 12:11

Modified 31 марта, 16:50

Updated 31 марта, 16:50

Лукашенко назначил виноватых в «калийной войне»

15 октября 2013, 12:11
Президент Белоруссии обвинил российскую сторону в экономических проблемах своей страны. А заодно заявил, что неплохо было бы посадить владельцев "Уралкалия", чтобы добиться продажи их доли.

«Калийная война» между Белоруссией и «Уралкалием» продолжается. Казалось, наметившееся перемирие на ее «фронтах», ставшее возможным после перевода гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера из минского изолятора под домашний арест, дает повод для оптимизма и переходу к фазе «сглаживания углов». Но на днях президент Белоруссии Александр Лукашенко это опроверг. На встрече с журналистами он обвинил российскую сторону в экономических проблемах своей страны, а заодно признался, что неплохо было бы посадить владельцев "Уралкалия", чтобы добиться продажи их доли.

После пресс-конференции Лукашенко стало понятно, что для белорусского Батьки ситуация с "Уралкалием" - политическая. "Нам сейчас очень тяжело, но мы выкарабкаемся", - уверял журналистов Лукашенко. Слушали его с недоверием: калийные удобрения были одной из основных статей экспорта Белоруссии. После того, как Белоруссия начала торговать в обход российского партнера, цены на продукцию рухнули. "Беларуськалий", вместо обещанного его топ-менеджерами процветания, вынужден сокращать производство: склады затоварены.

Между тем, белорусская экономика явно «температурит» - местный рубль падает, а инфляция растет. Иностранные инвесторы категорически не готовы ехать в страну по понятным причинам: никто не хочет оказаться в СИЗО из-за коммерческих разногласий.

Ухудшение экономической ситуации вызвало ощутимое обеднение большей части граждан - и они хотят знать, кто же виноват в их трудностях. И на этот случай у Батьки есть топ-менеджер из соседнего государства, на которого так удобно свалить вину за неизбежные трудности, ждущие страну.

Правда, в какой-то момент казалось, что разум возобладает, и Лукашенко привлечет к ответственности тех, кто обещал ему райские кущи при нарушении партнерских договоренностей. Это, прежде всего, глава "Белнефтехима" Игорь Жилин. Но, похоже, белорусский президент посчитал, что лучше будет перенаправить социальное недовольство за границу. Однако в этот раз, похоже, он перегнул палку.

Предложение «закрыть в одну камеру» акционеров «Уралкалия», мягко говоря, странно слышать из уст президента суверенного государства. Более того, оно, скорее, напоминает риторику «разборок» из 1990-х.

"Он преступник", - заявил Лукашенко о гендиректоре "Уралкалия", похоже, забыв о презумпции невиновности. "Они угробили предприятие! 900 долларов была тонна калийных удобрений на рынке мировом. Сегодня 230, и они еще демпингуют, они еще дешевле продают", - негодует Батька. Да, Баумгертнер в интервью СМИ сам признавался, что "Уралкалий" перешел на систему "объем превыше цены". Вопрос лишь в том, с какой стати Лукашенко объявил «преступлением» желание коммерческой структуры бороться за свою долю на рынке.

Стоит вспомнить, что причиной тому был указ президента Белоруссии от 22 декабря 2012 года об отмене исключительного права "Белорусской калийной компании" (БКК) на экспортные поставки белорусского калия. Вслед за ним последовали фактические отгрузки белорусского производителя удобрений «Беларуськалия» сторонним трейдерам. Все последовавшие события – лишь следствие.

Именно из-за указа Лукашенко на рынке усилилась нестабильность, конкуренты российского и белорусского поставщиков начали активно снижать цену, чтобы увеличить свою долю. Таким образом, если уж начинать поиск виновных, то Лукашенко следует начать с себя - или с тех "советников", которые подсказали ему столь "мудрое" решение.

Впрочем, похоже, правы те, кто говорит, что Батька слабо себе представляет экономические реалии. "Наша компания не котируется на бандитском рынке. Акции не обвалились там и прочая, прочая последствия... Более того, эта фирма котировалась на Лондонской бирже. И все время там либо не было роста акций, либо был рост стоимости акций. Падения не было. А когда собрались продавать – банкрот. Так, а почему ты Лондонскую биржу, или как там у них, не информировал?", - эта белиберда заставит любого мало-мальски знакомого с экономикой человека схватиться за голову. Понятно, что при таком представлении о том, как функционирует рынок, президента легко убедить и в том, что российские негодяи все украли - вон, на "бандитской"-то бирже их компания котируется.

В таких условиях рассчитывать на то, что "Батька разберется", не стоит. И еще более наивно думать, будто "следствие разберется" или даже "суд разберется" - не секрет, что в Белоруссии правосудие несколько специфично. А вот тот факт, что Лукашенко несколько раз за время интервью говорил о вине и преступлении, к сожалению, говорит не в пользу мирного решения конфликта.

Андрей Михайлов