Posted 14 ноября 2013,, 15:10

Published 14 ноября 2013,, 15:10

Modified 31 марта, 16:22

Updated 31 марта, 16:22

«Доктор» дошел до металлургов

14 ноября 2013, 15:10
Акции «Мечела» резко упали после того, как стало известно, что компания договорилась об отсрочке выплаты долгов. Эксперты считают, что кризис одного из гигантов может стать началом конца российской металлургии.

Сейчас уже не все помнят, с чего начался обвал котировок акций российских компаний в кризис 2008 года. Но совершенно точно падение резко усилилось после того, как Владимир Путин пообещал «прислать доктора» одному из российских олигархов. Президент тогда «позаботился» об Игоре Зюзине, руководителе «Мечела», который решил не ходить на совещание «О мерах по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка», как тогда говорили, дабы не стать объектом критики главы государства. В июле 2008-го акции «Мечела» стали любимой игрушкой «медведей», которые потянули вниз и другие ценные бумаги. Этого «рывка» хватило, чтобы страна, которую члены правительства называли «тихой гаванью» в водах мирового финансового катаклизма, свалилась в кризис.

В четверг у многих, кто наблюдал за движением котировок акций российских компаний, возникло небольшое дежавю. На фоне сообщений об очередном замедлении экономического роста, который снизился уже до 1,2% ВВП, акции «Мечела» рухнули более чем на 40% (в момент наибольшего снижения — на 47%). Так рынок отреагировал на сообщение, что компания договорилась с кредиторами о ковенантных каникулах, сообщает Московский фондовый центр. Необходимость достижения такой договоренности возникла из-за высокого долга «Мечела». По стандартам US GAAP общий долг компании на 31 марта оценивался в $9,3 млрд, чистый долг (за вычетом денежных средств и их эквивалентов) — в $9,2 млрд.

«Основа падения — договоренность компании с кредиторами об отсрочке выплаты долгов», - подтвердил аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян. По его оценке, это свидетельствует о слабом финансовом состоянии «Мечела», подвигшем трейдеров активно распродавать акции.

Кроме того, рынки в целом настроены негативно. Во-первых, в тот же день представитель ФРС США заявил о возможности начала сокращения объема выкупа акций уже в декабре, а во-вторых, результаты съезда ЦК Компартии Китая откровенно разочаровали инвесторов, которые ждали конкретных мер от властей по стимулированию экономического роста, а те лишь заявили о необходимости начала структурных реформ. «В результате, аппетит к риску значительно снизился, особенно к валютам развивающихся стран», - подчеркнул аналитик.

«Похоже, что кем-то был (возможно, намеренно) запущен слух о сложностях в переговорах "Мечела" с кредиторами о ковенантных каникулах. На фоне ожиданий неутешительных итогов пленуса КПК и падения акций в Китае это принесло свои плоды», - считает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. Эксперт напомнил, что генератором прибыли компании выступает майнинговый дивизион, но и он в первом кваратле 2013 года принес чистый убыток. Остальные дивизионы работают на грани рентабельности с переменным успехом — металлургический, ферросплавный, энергетический.

Главная причина падения акций «Мечела» — сомнения инвесторов в будущем компании, уверен управляющий по акциям БКС Премьер Андрей Стоянов. «Все остальные причины вторичны, потому что любая спекулятивная атака или техническая продажа крупного пакета не может привести к падению на 40% в компании, где все хорошо, и которая не является переоцененной», - заявил он. Эксперт напомнил, что «Мечелу» не удается разрешить проблему потому, что объем долга существенно вырос, а цены на уголь резко упали за последний год. «Ковенантные каникулы - обычная практика, к которой прибегали многие компании. И это совсем не означает неизбежное банкротство. Просто после вчерашней распродажи акций договориться о них будет теперь намного сложнее», - добавил он.

«Мечел» потянул за собой котировки и других российских металлургических компаний — вчера они потеряли от 5 до 14%. Внешняя конъюнктура не располагает к устойчивым доходам металлургической отрасли, пояснил аналитик FIBO Group Василий Якимкин. «Что же касается менеджмента «Мечела», то там допущены заметные просчеты в плане аккумуляции долга, чрезмерные надежды на «административный ресурс», доступ к которому у его топ-менеджеров ограничен. Тут несомненно сказывается известное обещание «прислать доктора», - отметил он.

Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова не исключает, что кризис «Мечела» может стать началом конца российской металлургии. По ее мнению, если одновременно проанализировать то, что происходит с РУСАЛом, «Северсталью» и НЛМК, то становится понятно, что отрасль переживает сейчас очень сложное время - спад идет второй год, объемы производств сокращаются, кредиты становятся все тяжелее, производства останавливаются, причем планы по их сокращению на 2014 год еще более масштабные. «Это кризис в секторе, и его уже не остановить - государственное спасение компаний, подобных РУСАЛу и "Мечелу" - дело слишком дорогое и ненужное, самостоятельно решить такие проблемы эмитенты вряд ли в силах. Объективный выход - обанкротить предприятие, передав часть его активов в частные руки», - подчеркнула эксперт.

В самом «Мечеле», впрочем, заявляют, что снижение курса акций носит исключительно спекулятивный характер, переговоры о ковенантных каникулах и реструктуризации долга идут успешно, и никаких негативных событий в компании не происходит. Сегодня акции компании даже довольно существенно выросли. Однако неприятный сюрприз появился, откуда не ждали: Центробанк распространил сообщение, что перестал принимать облигации «Мечела» в обеспечение по кредитам. «Для корректировки стоимости облигаций ОАО «Мечел», принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, с 14 ноября 2013 года используется поправочный коэффициент в размере, равном нулю (до этого он был 0,7 — ред.)», - говорится в документе. Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева пояснила, что не видит существенного эффекта для межбанковского рынка от этого шага, поскольку, по ее словам, акции и облигации «Мечела» в операциях ЦБ практически не используются.

Эксперты полагают, что «Мечел» ошибся в маркетинговой стратегии, когда, несмотря на значительные долги, продолжал скупать активы, в том числе за рубежом. «Думаю, это было ошибкой. Сама по себе идея хороша, но только не для компании с большой долговой нагрузкой, поскольку долг возрос (хорошего производства в США россиянам не купить, а брать то, «что нам не гоже», тоже надо с осторожностью). Хотя подоплека таких шагов понятна: компании позарез нужны новые технологии и региональная диверсификация бизнеса. Похоже, зарубежные активы компании потихоньку начинают распродаваться», - отметил Якимкин.

Стоянов выразил сомнение в том, что «Мечел» получит поддержку от государства, как это было с другими металлургическими компаниями. «Государство помогало РУСАЛу потому, что иначе могло потерять пакет «Норникеля», заложенный под западные кредиты. С точки зрения экономической логики дальнейшая помощь «Мечелу» не имеет смысла - не известно, восстановится угольный рынок или нет, и компании вообще в какой-то момент нечем будет покрывать возрастающие проценты», - заявил он.

По оценке главного экономиста - руководителя Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Натальи Орловой, при слабой экономике работать с большим кредитным плечом является достаточно рискованной стратегией, и ряд компаний, которые оказались слишком закредитованы, могут столкнуться с проблемами. «Важно, как правительство будет реагировать на это. Задача заключается в том, что найти способ поддержать эффективный бизнес и заставить неэффективной бизнес повысить свою эффективность», - отметила она.

Владислав Кузьмичев