Posted 2 декабря 2013,, 09:21

Published 2 декабря 2013,, 09:21

Modified 31 марта, 16:06

Updated 31 марта, 16:06

Проект железной дороги Кызыл - Курагино войдет в госпрограмму поддержки Тувы

2 декабря 2013, 09:21

МОСКВА, 2 декабря. Правительство России разработает программу социально-экономического развития Тувы, которая в следующем году будет отмечать 100-летие единения с Россией. Такое решение было принято премьер-министром Дмитрием Медведевым по итогам заседания правительства 28 ноября.

Вопрос о развитии региона был включен в повестку дня заседания по поручению самого Медведева, который еще в июле текущего года поддержал соответствующую просьбу главы республики Шолбана Кара-оол. За последние пять лит ВРП Тувы увеличился почти в два раза, объем продукции сельского хозяйства — в 1,8, а ввод жилья — в 1,7 раза. Однако республика по-прежнему занимает мизерную долю в общем ВВП России — всего 0,07%.

На заседании отмечалось, что несмотря на определенный рост экономики, главная проблема республики — дефицит инфраструктурных мощностей — остается нерешенным. Это касается дорог общего пользования, электроэнергетики и теплогенерации. Республика потребляет в 12 раз больше электроэнергии, чем производит. Столица — город Кызыл — исчерпала все свои возможности по социально-экономическому развитию. «Строить есть где, но для этого нужны инженерные сети и технические условия. Для того, чтобы обустраивать столицу республики необходимы новые мощности», - отметил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Тува имеет значительные запасы углеводородов, разработка которых затруднена отсутствием необходимой инфраструктуры. Эксперты оценили запасы республики в объеме 16,5 млрд тонн коксующихся каменных углей — самых «жирных» марок, необходимых металлургам. Но возможности их разработки опять же ограничиваются проблемами транспортной сети. «Мы уже для себя поняли, что потенциал количественного роста в рамках существующей хозяйственной инфраструктуры региона исчерпан. Мы четко понимаем, что не решив ключевые инфраструктурные проблемы — транспортную изолированность и энергодефицит, ситуацию в корне не переломим. Главный прорыв в транспортной блокаде Тувы — это железнодорожное сообщение», - заявил глава Тувы, снова обратив внимание членов кабинета министров на проект «Кызыл-Курагино», о котором до него рассказывал министр регионального развития Слюняев. «Всю историю и аргументы в пользу проекта Игорь Николаевич привел. Хочу заострить ваше внимание: этот проект буквально спасет Туву», - подчеркнул Шолбан Кара-оол.

Строительство 400-километрового участка железной дороги Кызыл - Курагино является крупнейшим инфраструктурным проектом республики. Дорога должна соединить столицу Тувы с Красноярским краем, а также Элегестское угольное месторождение с портовой зоной Ванино в Хабаровском крае. Стоимость проекта региона оценивается в 156 млрд рублей. Официальный старт ему был дан в декабре 2011 года при личном участии президента РФ Владимира Путина, проект реализует Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова. По замыслу разработчиков, проект позволит добиться сразу нескольких стратегических целей: откроет дорогу грузам в Туву и обратно, позволит открыть экспорт тувинских энергоресурсов в страны АТР через тихоокеанские порты и усилит электроэнергетическую систему региона. По словам главы республики, проект создаст около 15 тыс. рабочих мест, и принесет 17 млрд рублей ежегодных налоговых отчислений.