Posted 9 декабря 2013,, 11:53

Published 9 декабря 2013,, 11:53

Modified 31 марта, 15:59

Updated 31 марта, 15:59

Шаталов: Налог на операции с офшорами не решит проблему уклонения

9 декабря 2013, 11:53

МОСКВА, 9 декабря. Введение в России прямого налога на операции с офшорными компаниями не решит проблему уклонения от налогов, поскольку существует слишком простая возможность "обойти" эту меру. Об этом предупредил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.

Ранее Счетная палата, экспертное сообщество и правоохранительные органы предложили рассмотреть возможность введения прямого налога на проведение различных операций с офшорами, сообщает ПРАЙМ.

"Все понимают, что это обходится в один шаг. Простые примитивные меры, как правило, редко дают позитивный эффект", - отметил замглавы Минфина

По его словам, схема уклонения от предлагаемого налога очевидна и проста. "Если я осуществляю сделку с офшором, то в этом случае должен буду уплатить дополнительный налог. Большой или маленький - это даже не имеет значение, налогоплательщику это, как правило, не нравится. В этом случае он выбирает компанию, которая находится не в офшоре, через которую транзитом осуществляется сделка с офшором", - пояснил Шаталов.

Он также полагает, что введение плавающих ставок акцизов на нефтепродукты - это неработающий механизм, и вряд ли он будет оказывать влияние на цены на внутреннем рынке.

Минэнерго ранее поддержало предложения ФАС, согласно которым при цене нефти от $70 до $140 за баррель акциз будет плавающим, а при цене ниже $70 и выше $140 - фиксированным. Минфин 26 ноября направил письмо в Минэнерго с подтверждением своей отрицательной позиции по этому поводу.

"Это означает, что у нас акцизы будут зависеть от цен на нефть, соответственно, получается, что акцизы у нас будут нестабильные и начинают каким-то образом колебаться", - сказал Шаталов, напомнив, что поступления от этих видов налога направляются в дорожные фонды.

По его словам, «при падении цен на нефть у них (фондов - ред.) доходы будут увеличиваться». «Если цены, наоборот, на международном рынке растут, то в этом случае этим дорожным фондам, по-видимому, придется искать какую-то компенсацию. Каким образом это делать, я не очень хорошо представляю», - отметил замминистра.

Он добавил, что цены на нефть могут меняться достаточно быстро. Соответственно, возникает вопрос, как быстро должны будут меняться ставки акцизов. "Причем, от момента производства моторного топлива до момента его реализации с соответствующими акцизами могут проходить месяцы. Как это будет работать в этом случае, для меня тоже, по существу, большая загадка", - подчеркнул замглавы Минфин.

Он также выразил сомнение, что данный механизм повлияет на цены на внутреннем рынке. "Там схема ценообразования совсем другая, это netback по моторному топливу на европейской части России. Здесь важны цены не только на нефть, но и на нефтепродукты, которые складываются на том рынке. А дальше есть очень серьезные резервы для того, чтобы посмотреть, как это ценообразование на российском рынке осуществляется и как выполняет свои функции ФАС. Если она каким-то образом вмешивается в оптовое ценообразование, то розничное ценообразование - это вообще загадка, хотя этот рынок контролируют вертикально интегрированные компании", - сказал Шаталов.