Posted 10 декабря 2013,, 14:39

Published 10 декабря 2013,, 14:39

Modified 31 марта, 15:58

Updated 31 марта, 15:58

У экономики нет шансов на модернизацию

10 декабря 2013, 14:39
После кризиса 2009 года в РФ были приняты амбициозные программы по модернизации экономики, но серьезного успеха они не имели. Доля нефтегазовых доходов в бюджете осталась очень высокой — в районе 50%.

Сразу после кризиса 2009 года Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента России, объявил о большой программе модернизации, целью которой было сокращение зависимости экономики страны от нефтегазовых доходов. Но хотя были приняты довольно амбициозные программы, особого влияния на экономику они не оказали. Доля нефтегазовых доходов в бюджете осталась очень высокой — в районе 50%. Точно такой же она была и в 2008 году — до объявления планов по трансформации экономики.

Сегодня в своем видеоблоге российский премьер-министр Дмитрий Медведев вновь напомнил о подзабытых уже лозунгах. Больших программ, как четыре года назад, премьер не объявлял, напомнив лишь, что до 2020 года России нужно создать и модернизировать 25 млн рабочих мест и увеличить производительность труда на 50% за пять лет. «Существует мнение, что Россия сильна только нефтью и газом, мы уже давно ничего не производим и живем, проедая доходы от экспорта ресурсов. На самом деле это утверждение никак не отражает реальную картину нашей экономики, которая основана на промышленном производстве», - подчеркнул премьер.

Медведев напомнил о росте рейтинга России по условиям ведения бизнеса, умолчав, правда, о том, что «невероятные» усилия правительства помогли стране дотянуться ни много ни мало до уровня Замбии.

Тема снижения зависимости бюджета от нефтегазовых доходов поднимается в России не в первый раз. В феврале текущего года тот же Медведев в интервью бразильскому телеканалу Globo говорил, что уровень нефтегазовых доходов бюджета России не должен превышать одной четверти. В 2012 году этот показатель, по данным Минфина РФ, составил 50,2%. Данные за 2013 год появятся ближе к концу года или даже в 2014 году. Аналитик FIBO Group Анатолий Воронин полагает, что, скорее всего, цифры будут в районе отметки в 50%. «Цены на нефть в течение года оставались в рамках прогноза, но вот газ преподнес российскому бюджету неприятный сюрприз», - заявил он «Росбалту».

Впрочем, в федеральном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг., принятом недавно Государственной думой в третьем, окончательном чтении, говорится, что доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета сократится с 50% в 2013 году до 43% в 2016 году. Правда, как напомнил эксперт банка «БКС Премьер» Антон Шабанов, в заключении на бюджет Счетной палаты говорится, что «зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой». «Основываясь на планах правительства и заключении Счетной палаты, можно спрогнозировать, что, скорее всего, показатель практически не удалось изменить», - подчеркнул эксперт.

По его оценке, всему виной общее падение уровня экономического развития и переход в стадию стагнации, которая не обошла и Россию. Такая макроэкономическая обстановка не способствует диверсификации экономики, поскольку на это нужны деньги, инвестиции в модернизацию производства. «В условиях общей экономической нестабильности и снижения уровня инвестиций в российскую экономику найти объемы средств для полного переворота всей нашей экономики не представляется возможным», - полагает эксперт.

Среди причин Воронин также называет отсутствие поддержки бизнеса — от малого до крупного. «В России нет бюджета развития, компании удушаются налогами. Все серьезнее становится проблема неплатежей, в том числе, инициированных бюджетными организациями и госкомпаниями. В результате эффективно работает только нефтегазовый «насос», но и он сталкивается с проблемой сбыта и потери рынков», - подчеркнул аналитик.

По его оценке, российскому бюджету уже не хватает тех объемов добычи и тех цен на энергоносители, что существуют сейчас. И, судя по действиям Кремля, который «режет по живому» бюджет, ожидается, что доходы будут снижаться и дальше. «Цены на нефть не изменятся, по крайней мере, их снижение не будет значительным — в этом никто не заинтересован. Иран еще не успеет развернуться на международном рынке, его поставки останутся примерно в тех же объемах, и география его покупателей также не изменится», - уверен эксперт. По его оценке, сокращение или перераспределение доходов бюджета может произойти из-за недобора налоговых поступлений внутри страны. «И это станет результатом сокращения деловой активности российских компаний, а никак не проблем во внешней торговле», - отметил Воронин.

Старший экономист ФГ «Риком» Владислав Жуковский напомнил, что на протяжении всех последних лет экономисты и ученые РАН подготовили не один десяток программ и стратегий развития страны. Были и инновационные сценарии, и стратегии «опережающего роста», и программы «новой индустриализации». «Беда не в отсутствии альтернатив — беда в монопольном праве на научную мыль и истину в последней инстанции секты «рыночных фундаменталистов», - подчеркнул аналитик, напомнив, что ключевые посты в финансово-экономическом блоке правительства занимают ученики Егора Гайдара и аспиранты Евгения Ясина. Эксперт не исключает, что стагнация сменится падением ВВП на 1-1,5%, чему в немалой степени будет способствовать увеличение масштабов вывоза капитала, рост тарифов естественных монополий, усиление конкуренции с импортными товарами и секвестр бюджета.

Владислав Кузьмичев