Posted 3 января 2014,, 07:00

Published 3 января 2014,, 07:00

Modified 31 марта, 15:38

Updated 31 марта, 15:38

Колеса больше не едут

3 января 2014, 07:00
Российский автомобильный рынок можно назвать одним из главных неудачников 2013 года. В минувшем году авторынок существенно просел, заставив некоторые компании не только сократить продажи, но и уменьшить производство.

Российский автомобильный рынок можно, пожалуй, назвать одним из главных неудачников 2013 года. Довольно быстро восстановившись после предыдущего кризиса, в конце 2012-го авторынок практически остановился, а в минувшем году и вовсе просел - на 6,4%. Это заставило некоторые компании не только сократить продажи, но и уменьшить производство.

«Нынешнюю ситуацию многие сравнивают с кризисом 2009 года», - отмечает управляющий директор KIA Motors RUS Артем Гусаров. Однако, по его словам, «это неверно». Как полагает эксперт, макроэкономических предпосылок для кризиса нет, и на этот год они не прогнозировались. Однако общий негативный информационный фон заставляет покупателей лишний раз задумываться, стоит ли тратить сбережения на «длинные» покупки. «Помня о прошлом кризисе и ожидая ухудшения ситуации, многие россияне предпочитают воздерживаться сейчас от каких-либо инвестиций», - пояснил Гусаров.

Впрочем, причин для снижения продаж машин в России много. Главные из них - насыщенность рынка и вышеупомянутое опасение потенциальных покупателей. По оценке аналитика FIBO Group Анатолия Воронина, до половины автомобилей в России приобретались в кредит, и испытавшие эту «кабалу» теперь пользуются возможностью ездить на машине. При этом после 3-5 лет иномарки не утрачивают потребительских качеств, хотя и теряют в стоимости, что делает невыгодным операцию по их замене, поскольку придется вновь брать кредит, а этого делать уже нет желания.

Аналогичного мнения придерживается и Роман Скольский из Nissan. По его оценке, замедление роста российского рынка связано с изменением структуры спроса. «Большое количество домохозяйств уже обзавелись хотя бы одним автомобилем, и доминирующую роль играют те, кто меняют свои автомобили на новые, но не приобретают авто впервые. При этом сроки владения автомобилями растут в связи с ростом качества автопарка. В результате, мы видим продолжение роста сегментов кроссоверов и SUV (внедорожников — ред.), которое наблюдается в течение последних лет, а также сегмента премиальных авто», - констатировал эксперт.

Еще одной причиной отказа от покупки становится введение платной парковки в Москве - самом крупном авторынке внутри России. «Мне известны случаи продажи автомобилей жителями Центра из-за невозможности пользоваться ими. Можно быть уверенным, что многие москвичи задумаются о необходимости отказа от покупки второго автомобиля в семью, ведь даже за пределами Садового кольца ситуация с парковками становится все напряженнее. Из-за реконструкции Малого кольца железной дороги сносятся гаражи и стоянки, строительство «народных гаражей» практически прекратилось. Таким образом, часть спроса конвертируется в другие рынки - в первую очередь в туризм, недвижимость», - уверен Воронин.

Падение продаж фиксировалось не только на рынке новых автомобилей, но и на «вторичке». И если в секторе «новинок» в конце 2012-го - начале 2013 года наблюдалась, скорее, остановка роста, то на вторичном рынке произошел резкий обвал. «На протяжении всего 2013 года сезонное повышение и понижение спроса было стандартным, кривая продаж в целом повторяла кривую продаж в предыдущие годы, но уровнем несколько ниже. Все это может свидетельствовать о том, что просто у части населения страны на данный момент нет денег на покупку автомобиля, в противном случае мы бы видели изменение потребительского поведения», - считает руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Форумула 91» Михаил Лезжов.

Между тем, снижение на авторынке не было однородным. И с этой точки зрения наиболее интересным событием стало, пожалуй, изменение маркетинговой политики премиальных марок. Они начали бороться за верхний средний ценовой сегмент покупателей и сделали это весьма успешно. «Оценивая происходящее с рынком в контексте бренда SEAT, могу сказать, что мы испытываем все большую конкуренцию со стороны премиальных брендов, которые инвестируют значительные ресурсы в продвижение своих продуктов (здесь мы говорим, в первую очередь, о нашем SEAT Leon и его премиальных конкурентах - Audi A3, BMW 1-series, Mercedes A-class)», - рассказал глава марки SEAT в России Роман Кузьмин.

В аналогичном ключе прокомментировали ситуацию в пресс-службе Toyota Motor. По словам сотрудников российского подразделения компании, люксовая марка японского концерна - Lexus - по продажам превысила рекорд прошлого года, а в 2013 году бренд преодолел исторический рубеж - кумулятивный объем продаж премиальных автомобилей этой марки превысил 100 тыс. единиц.

Бренды, реализующие продукцию в среднем ценовом сегменте, пока не отреагировали на атаку премиальных марок и теряют рынки. Случится ли снижение цен и в этом сегменте, сказать пока трудно. Возможно, ситуация прояснится ближе к сентябрю, когда в Москве пройдет очередной международный автосалон. «Можно ожидать, что на автосалоне будут показаны экономичные автомобили, в том числе электромобили. Пока их цена запредельно высока, однако идея экономии на топливе - замена дорогого бензина дешевым электричеством - уже начинает будоражить умы. Какую-то поддержку может оказать и решение о предоставлении бесплатных парковок для электромобилей. По моим оценкам, будут расти разнонаправленные сегменты SUV и компактных экономичных автомобилей. Спрос будет все более «заточенным», - прогнозирует Воронин.

Сюрпризом же 2013 года, по мнению Романа Скольского, стало резкое падение сегмента С, который еще несколько лет назад был «номером один» на рынке. Он во многом испытывает давление со стороны кроссоверов и SUV. «Эта картина отличает российский рынок от европейского, где сила последних двух сегментов не столь высока. Это связано с более тяжелыми условиями эксплуатации в России и качеством дорог», - пояснил он.

Хорошей новостью является тот факт, что, несмотря на общее падение продаж, на рынке продолжает увеличиваться доля локально произведенных моделей в России. Сейчас она, по оценке пресс-службы подразделения Toyota Motor, превышает 60% от общего объема продаж автомобилей в стране.

Кроме того, указывает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, в текущем году наблюдались позитивные тенденции на рынке автокомпонентов, так как компании, занимающиеся сборкой, стремились к сокращению затрат, повышая уровень локализации производства.

Если же говорить о модельном ряде, то наилучшую динамику в текущем году демонстрируют компактные кроссоверы (сегменты B-SUV и C-SUV) и премиальные автомобили (сегменты C-Premium, D-Premium и С-SUV premium). Также, по мнению Лезжова, в России начинает формироваться спрос на развитие направления городских электромобилей. «Но до сих пор мы не увидели никаких сделанных шагов ни со стороны властей, ни со стороны бизнеса по созданию соответствующей инфраструктуры. Без этого развитие данного направления не произойдет», - предупредил он.

Перспективы наступившего года эксперты оценивают сдержанно. По мнению Романа Кузьмина, в 2014 году российский рынок останется «номером два» в Европе, сохранив потенциал для роста. Ведь в РФ доля автомобилей на тысячу жителей очень мала - всего 290 против 560 в европейских странах. Однако, скорее всего, тенденции минувшего года продолжатся, и небольшой рост если и будет возможен, то только благодаря невысокой базе предыдущего года.

Владислав Кузьмичев