Таможенный союз станет экономическим

К концу апреля чиновники России, Казахстана и Белоруссии должны подготовить проект нового экономического союзного договора. Минск может стать судебной столицей объединения, Алматы — финансовой, а Москва — политической.


К концу апреля чиновники России, Казахстана и Белоруссии должны подготовить проект нового экономического союзного договора между тремя бывшими республиками СССР. Минск может стать судебной столицей объединения, Алматы — финансовой, а Москва — политической.

Согласно поручению президента России, проект договора о Евразийском экономическом союзе должен быть готов к подписанию к маю 2014  года, рассказал ранее на встрече с журналистами заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. «Мы не имеем никакого шанса, кроме как уложиться в сроки и представить нашим президентам по итогам апреля такой договор на утверждение», - подчеркнул чиновник.

По его словам, новый союзный документ будет включать в себя около 20 разделов, в том числе, и институциональную часть. Первое чтение этого документа начинается буквально в эти дни, и неурегулированных вопросов еще достаточно много. Они есть и в институциональной части, и в отраслевых направлениях.

Российская сторона планирует на переговорах добиться двух новых качеств в проекте договора относительно сегодняшнего положения дел. Во-первых, большей эффективности работы наднациональных органов, взаимодействия правительств сторон и органов Евразийской экономической комиссии. Во-вторых, перейти именно к союзному качеству, то есть добиться согласованности экономической политики в ряде отраслей. «Мы научились в рамках единой таможенной территории, у нас есть первый опыт ведения государственных закупок, антимонопольного регулирования, но экономический союз подразумевает еще и определенное новое качество. В нашем понимании - оно состоит в согласованных отраслевых политиках, реализуемых в рамках нашего будущего союза», - подчеркнул чиновник.

Основные «развилки» Минэкономразвития планирует получить к концу февраля. Сейчас переговорщики переходят к активной части обсуждения несущих деталей отраслевых частей. В частности, во время «первого чтения» должна быть утверждена их концепция, а во время «второго» - система должна стать работоспособной. Именно во время «второго» чтения будут идентифицированы изъятия из общих правил торговли внутри экономического союза и определены те направления, которые будут регулироваться исключительно законами конкретных государств. «В союзном договоре мы должны обеспечить свободу движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, как правило, без изъятий», - подчеркнул Лихачев.

Кроме того, хотя стороны действительно научились неплохо администрировать торговлю товарами в Таможенном союзе, во время «первого» и «второго» чтения предстоит проделать большую работу по развитию торговли услугами и улучшению инвестиционного режима.

По оценке Лихачева, сейчас не нужно искать точной юридической формулировки, что же будет представлять из себя союз в 2015 году. Он будет  содержать в себе признаки и функции как международной организации, так и наднационального органа. И чем больше функций и возможностей будет в нем, тем лучше, считает Лихачев. Он, в частности, напомнил, что в ЕС тоже сохраняются аспекты международной организации и наднационального органа. «Главное, чтобы в результате этих формулировок и правоприменительной деятельности союз обладал правосубъектностью и мог выступать стороной в договорах — как в двусторонних, так и в международных форматах. Естественно, реализуя эти полномочия в рамках переданных функций уже соответственно отраслевой частью договора», - подчеркнул он.

Самая эмоциональная дискуссия развернулась вокруг места расположения ключевых союзных органов. Сейчас в Таможенном союзе три столицы, но потом их число способно вырасти до пяти (к ТС могут присоединиться Армения и Киргизия). Российская сторона полагает, что судебная столица союза может быть размещена в Минске. Все ключевые финансовые институты — наднациональный финансовый регулятор, координационный орган нацбанков — в Казахстане. Причем, возможно даже не в Астане, а в Алматы — финансовой столице Казахстана. «Но мы считаем, что головной офис, сама Евразийская комиссия, должна располагаться в Москве», - отметил чиновник, подчеркнув, что белорусская сторона с этим не спорит. «Я знаю, что там еще идет дискуссия по кадровой структуре, по квоте, по равной представленности. Но это скорее уже не президентский уровень обсуждения. Снимем его на своем уровне, уровне министерства иностранных дел и т.д.», - отметил он.

Углубление экономического сотрудничества пройдет на фоне далеко не самых оптимистичных данных по итогам развития торговли в рамках Таможенного союза в 2013 году. Белоруссия и Казахстан занимают заметные доли во внешнеторговом обороте России, но даже вместе они уступают по объемам товарооборота с РФ Китаю (7% против 10%). Причем, за 10 месяцев 2013 года наблюдались лишь негативные тенденции. Объемы торговли товарами с Беларусью рухнули сразу на 17,2% (прежде всего, за счет сокращения поставок в Россию машин, оборудования и транспортных средств). Торговля же между Москвой и Астаной хоть и продолжала расти, но гораздо более скромными темпами — вместо 15,6% за 10 месяцев 2012 года всего на 4,8% за аналогичный период прошлого года.

Впрочем, возможно, помимо общего напряжения в международной торговле, это может быть связано как со вступлением России в ВТО, так и с тем, что в предыдущие годы торговля в рамках союза развивалась слишком динамично. Как сообщил накануне замминистра экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимур Жаксылыков, с 2010 по 2012 годы произошел двукратный рост товарооборота между Казахстаном с одной стороны и Россией и Беларусью с другой. Этот показатель у Казахстана достиг $25 млрд.

Владислав Кузьмичев


Ранее на тему Комиссия правительства приведет законодательство в соответствие с техрегламентом ТС

Назарбаев призвал создать азиатскую альтернативу ОБСЕ

Медведев и Саркисян обсуждают подготовку присоединения Армении к Таможенному союзу