Posted 30 января 2014,, 10:43

Published 30 января 2014,, 10:43

Modified 30 января, 20:17

Updated 30 января, 20:17

Что Россия может продать, кроме сырья

30 января 2014, 10:43
Российские власти намерены разработать план поддержки несырьевого экспорта, предусматривающий продвижение на внешних рынках высокотехнологичной продукции. Однако эксперты сомневаются в эффективности предлагаемых мер.

Правительство намерено оказать поддержку несырьевому экспорту, поскольку доходы от продажи сырья из-за проблем в Европе снижаются. В феврале на рассмотрение министров планируется вынести ряд документов, в том числе "дорожную карту" по продвижению на внешних рынках российской высокотехнологичной продукции.

Одним из ключевых моментов обсуждения может стать вопрос о создании в России системы «единого окна» для экспортных операций. Проект может быть инициирован Министерством экономического развития, однако это предложение может быть ревностно встречено в Минфине и Минпромторге. Не исключено также, что в ходе реформы Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) получит полномочия по кредитованию экспортных проектов. Правда, если такое решение будет принято, агентству придется пройти процедуру получения лицензии небанковской кредитной организации.

По оценке экспертов, реформа системы поддержки экспорта назрела давно. "Старая российская система отстает на десятилетия от зарубежных аналогов", - отмечает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. Причина столь серьезного отставания - автократичная политика, которая не позволяла применять такие же меры стимулирования, как в развитых странах. До вступления России в ВТО поддержка экспорта осуществлялась через механизм заградительных пошлин и субсидирования производителей. Сейчас же она сводится к помощи в освоении новых рынков и продвижению новых товаров. По мнению Некрасова, появление ответственного за внешние торговые операции ведомства будет способствовать проработке единой национальной экспортной стратегии.

При этом остается открытым вопрос, какую именно высокотехнологичную продукцию Россия намерена экспортировать. Несмотря на то, что инновации в качестве нового ориентира экономической политики были объявлены бывшим президентом Дмитрием Медведевым еще в 2008-2009 годах, реальная активность в этом направлении началась лишь пару лет назад. "Прошедшие 1,5-2 года показали, что очень сильно зашевелились регионы", - заявил в среду на встрече с журналистами замминистра экономического развития Олег Фомичев. По его словам, усилия по созданию условий для развития малого инновационного бизнеса начали давать результаты. Одновременно серьезно выросло качество работы крупного бизнеса в части программ инновационного развития.

Тем не менее, опрошенные "Росбалтом" эксперты пока скептически относятся к перспективам России совершить прорыв в сфере инноваций. По словам руководителя ГК "Нексиа Пачоли" Светланы Романовой, сейчас успешно развиваются в основном экспортные поставки вооружения и военной техники. Еще две высокотехнологичные отрасли, обладающие конкурентоспособным экспортным потенциалом, - это сооружение объектов ядерной энергетики (в первую очередь атомных электростанций) и ракетно-космическая промышленность. "Именно эти 2 отрасли могут стать драйверами роста экспорта в ближайшее время. Принимая во внимание высокую капиталоемкость сооружения АЭС, следует уделить особое внимание мерам государственной поддержки продвижения продуктов российских компаний - как экономическим, так и политическим. К политическим мерам можно отнести подписание соответствующих межправительственных соглашений о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, к экономическим – предоставление долгосрочных кредитов, направленных на финансирование сооружения объектов ядерной энергетики. Подобная практика успешно реализуется в последнее время в сотрудничестве с такими странами, как Вьетнам, Белоруссия, Венгрия", - отмечает эксперт.

Что же касается других отраслей, то их представители не ощущают достаточной поддержки со стороны государства. "Пока мы видим только поддержку атомного машиностроения, - здорово, но это одна из немногих отраслей нашей промышленности, которая и так неплохо конкурирует на мировом рынке. Авиастроение, космос, ВПК, ИТ – вот далеко не полный перечень отраслей, который нуждается в поддержке по продвижению продукции", - подчеркивает генеральный директор компании "Норбит" Антон Чехонин. По его словам, ИТ получила налоговые льготы по экспорту — но нет ни льготных экспортных кредитов, ни инфраструктуры, ни помощи молодым компаниям по выходу на зарубежный рынок. "Что касается возврата НДС по экспортным услугам – то можно либо прекратить заниматься делом, убивая время в судах с налоговой, либо махнуть на это рукой. Большинство компаний выбирают второй вариант. Нас опережают не только Индия, но и Белоруссия в этом плане", - констатирует эксперт. По его мнению, России нужна продуманная программа поддержки экспорта в разрезе каждой отрасли.

Между тем, по оценке аналитика FIBO Group Анатолия Воронина, правительство просто не представляет, как должна развиваться российская экономика. "В условиях отсутствия понимания того, что именно надо экспортировать, кроме расплывчатого понятия «высокотехнологичная продукция», никто не будет заниматься мелочью, когда за год продается вооружений на $13 млрд. Лично я не вижу заделов для экспорта высокотехнологичной продукции. Те разработки, что существуют, утекают в другие страны. Даже Дмитрий Рогозин признал, что чипы ГЛОНАСС производятся за границей, а Россия практически ничего не получает от созданной технологии. Высокие технологии зачастую трансграничны – какая-то часть разработки выполняется в России, а прототип делается в Юго-Восточной Азии или Японии. Таким образом, экспорт готовых образцов может идти из Китая, а идеи вообще не останавливаются таможенными барьерами", - поясняет эксперт.

Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин также согласен с тем, что создание единого центра по управлению внешней торговлей не решит проблемы. Россия просто неконкурентоспособна в международном масштабе как производитель товаров, а не сырья", - убежден эксперт. По его словам, для стимулирования экспорта в первую очередь нужно создать конкурентоспособные в мировом масштабе предприятия — в противном случае облегчение финансирования не будет эффективным. "У нас в 2013 году декларируется повышение доступности кредита для малого бизнеса – но стало ли больше малых предприятий, и выросло ли их кредитование? Я так понимаю, что нет", - отмечает он.

Что же касается расширения полномочий ЭКСАРа, то по мнению эксперта, главной целью такого решение может стать укрепление конкурентных преимуществ по сравнению с международными экспортными агентствами. "Скорее всего, Россия пытается завести все операции подконтрольных государству компаний в «национальное экспортное агентство», чтобы не делиться этими доходами с иностранными компаниями", - считает он.

Старший аналитик компании Альпари Анна Бодрова полагает, что в текущих экономических условиях России нужно сосредоточиться на двух-трех экспортных направлениях, не слишком растрачивая силы на поддержку сырьевого экспорта. "Продавать за рубеж что-то иное, кроме энергоносителей и вооружения, сейчас и в перспективе года-двух будет проблематично - мир, восстанавливающий экономику, не готов наращивать объемы приобретений, - считает эксперт. - Для того, чтобы создавать новые институты поддержки экспорта и повышать эффективность зарубежных поставок, нужно расширять и линейку предложений, а в текущих условиях это сделать довольно сложно».

Владислав Кузьмичев