Posted 3 февраля 2014,, 15:50

Published 3 февраля 2014,, 15:50

Modified 31 марта, 15:12

Updated 31 марта, 15:12

Бизнесмены не купятся?

3 февраля 2014, 15:50
Правительство снова попытается оживить предпринимательство - в том числе, за счет привлечения малого бизнеса к госзаказам. Однако эксперты считают, что это вряд ли позволит реанимировать интерес к развитию своего дела в России.

Правительство РФ в очередной раз попытается оживить предпринимательство. Потеряв в прошлом году сотни тысяч малых предприятий после решения о повышении страховых взносов, власти надеются усилить интерес к легальному бизнесу через систему распределения госзаказов.

По официальной статистике, в малом бизнесе работают порядка 25% трудоспособного населения России. Однако реальная цифра может вполне достигать и 40-50%. Некоторые предприниматели переходят на «серые схемы» вследствие неаккуратных действий государства (того же решения по страховым платежам) и высоких административных барьеров. «Им проще не тратить ресурсы на их преодоление, а работать в тени», - пояснил недавно заместитель министра экономического развития Евгений Елин. Есть и такие, кто просто не видит смысла коммуницировать с государством, поскольку их деятельность в принципе противозаконна - но это уже потенциальные клиенты правоохранительных органов.

Минэкономразвития предлагает стимулировать выход малого бизнеса из тени и заинтересовать его возможностью участвовать в тендерах не только государственных ведомств, но и госкомпаний с оборотом более 1 млрд руб. Параллельно предполагается решить главную проблему «малышей» - отсутствие или недостаточное количество оборотных средств. Сейчас, по оценке Елина, в распоряжении малого бизнеса находится всего порядка 5% основных средств.

Уже в 2014 году планируется зафиксировать выделение для малого бизнеса 10% закупок госкорпораций — за исключением оборонки, а также сферы естественных монополий (газ, вода, тепло и т.п.). К 2018 году эту долю планируется довести до 25%. Если на рынке не будет компаний, способных удовлетворить спрос, то госкорпорации могут обязать выделить из своего состава непрофильные цепочки на аутсорсинг.

Еще одной мерой должно стать создание федерального гарантийного фонда. Сейчас в России действуют порядка 80 региональных гарантийных фондов, которые могут выдать кредит до 100 млн руб. Это хорошо для малого бизнеса, но маловато для среднего. Федеральный фонд будет своего рода перестраховщиком и позволит увеличить выдаваемые суммы.

Также рассматривается возможность введения льгот по уплате налогов для вновь создаваемых предприятий.

Опрошенные «Росбалтом» эксперты, впрочем, полагают, что реанимировать интерес к развитию своего дела в России будет очень непросто. Так, по данным директора московского филиала КБ «Энерготрансбанк» Павла Сакадынского, доля предпринимателей, желающих открыть свое дело в России, упала с 8,5% в 2006-м до 3,8% в 2012-м. Эксперт привел сравнение по модели ENTRECODE (описывает, как успешные предприниматели создают и развивают высокодоходный бизнес), которое показало, насколько условия в России хуже. «Заряженность на победу быстро иссякнет из-за эффективной ставки корпоративного налога», - заявил он, отметив, что этот показатель в России составляет 31,9% против 8,5% в Сингапуре и 16,6% в Китае. Затраты на энергоресурсы, по его оценке, в России составляют 11,7 цента на 1 кВтч против 6,9 в США и 7,4 в Китае, затраты на транспортировку 1 контейнера товаров в России $1800 против $440 в Сингапуре, $550 в Китае и при ставке по корпоративным кредитам в России 12,2% против 4,7% в Японии и 5,4% в Сингапуре. Проверок бизнеса проводилось в 2010 году – 2,82 млн, в 2011 году – 2,85 млн, в 2012 году – 2,74 млн (данные Минэкономразвития). При этом доля затрат на заработные платы в ВВП выросла с 49,1% до 53,2%.

«Работы у властей здесь непочатый край: снижение налогового бремени (особенно на зарплаты), доступность инфраструктуры (дешевые свет, газ, транспорт), снижение кредитных ставок, упорядочивание проверок. Многое уже делается. Гарантийные фонды здесь играют решающую роль – они предоставляют «залог» для банков, что снижает процентную ставку. Главное у нас - не отсутствие предпринимателей и идей, а отсутствие информации о льготах», - отметил он.

По оценке Анатолия Воронина из FIBO Group, какое-то время правительству вообще не стоит трогать малый бизнес. «Сейчас ситуация с развитием предпринимательства очень плохая. Малый бизнес - это самозанятость населения и создание рабочих мест. Пусть они не кристально чисты и белы, но зато они способствуют развитию внутреннего производства и спроса – чего остро не хватает российской экономике. Очевидно, что малый бизнес забивается в тень не от хорошей жизни, а в большей степени потому, что иначе ему не выжить. Кроме того, он постоянно находится в зоне риска. Любые новации властей, от введения платной парковки до закрытия рынков (риски могут менять в зависимости от региона, но, как правило, это административные решения), бьют в первую очередь по малому бизнесу», - полагает эксперт.

При этом он считает идею вовлечения малого бизнеса в тендеры весьма спорной. Бюджетные учреждения вынуждены обращаться к малым предприятиям даже тогда, когда им это не нужно, и зачастую малые предприятия играют роль посредника, в том числе и карманного. «Снижение цены на тендере выливается в резкое снижение качества, замены одних позиций на другие, более дешевые и менее надежные, а подчас и просто не удовлетворяющие первоначальным условиям. Никакого развития малого бизнеса не происходит», - отметил он.

В свою очередь, директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов подчеркивает, что для оптимизации государственных затрат на развитие малого бизнеса через госзакупки необходим постоянный аудит этой системы. «Создание федерального гарантийного фонда существенно расширит возможности бизнеса по привлечению кредитов. Это повысит закредитованность и увеличит зависимость нашей инвестиционной позиции от внешнего долга компаний, потому что внутри России сложно получить кредит для малого бизнеса, которого еще нет, а западные банки пока дают их чуть более охотно», - предостерегает он.

Владислав Кузьмичев