Posted 12 марта 2014,, 13:35

Published 12 марта 2014,, 13:35

Modified 31 марта, 14:38

Updated 31 марта, 14:38

Банкротство – путь к свободе от долгов?

12 марта 2014, 13:35
ОАО «Диадема» подвело под банкротство Воронежский керамический завод, который входит в холдинг «Юнитайл». СМИ попытались выяснить, что послужило причиной столь жестких мер в отношении стабильно работающего предприятия.

Появление в СМИ слухов о скором банкротстве Воронежского керамического завода, который входит в холдинг «Юнитайл», подконтрольный бизнесмену Леониду Маевскому, эксперты отрасли поначалу встретили с недоумением – ведь предприятие стабильно работает и выпускает пользующуюся спросом продукцию. Однако 3 марта Арбитражный суд Воронежской области действительно признал требования ООО «Диадема» о признании Воронежского керамического завода банкротом обоснованными и ввел на предприятии процедуру наблюдения.

ОАО «Диадема» была зарегистрирована в Москве 6 февраля 2013 года. Основной вид деятельности – торговля автотранспортными средствами, плюс еще около 30 видов различных услуг. «Диадема» оказалась кредитором воронежского завода после того, как приобрела долг ВКЗ перед ООО «ФакторСтудио» - фирмы, в штате которой состоит лишь ее гендиректор, и у которой даже не оказалось открытых банковских счетов. Тем не менее, Леонид Маевский подписал с «ФакторСтудио» договор об оказании услуг ВКЗ, и он же признал наличие их неоплаты. Хотя возникший долг в 2 млн руб. примерно равен выручке, которую воронежское предприятие делает за половину дневной смены. «ФакторСтудио» переуступил права по искусственно созданной задолженности «Диадеме», а последняя подала в суд.

Такое поведение главы холдинга на первый взгляд выглядит довольно странным. Поэтому ряд изданий, в числе которых деловой еженедельник «Компания» и бизнес-журнал «Деловой квартал», на основании открытых источников провели журналистское расследование, выявившее интересную цепочку. Как выяснилось, единоличный владелец «ФакторСтудио» Петр Лобаков также возглавляет ООО «ТехноТрейд», чей адрес регистрации совпадает с ООО «Орленок», возглавляемым Константином Алексеевым, владельцем «Диадемы». У «Диадемы» общий адрес регистрации с ООО «Крокус». Последней конторой единолично владеет Кирилл Манкевич, ему же принадлежит ООО «Элснаб» и ООО «Профхим». У первой фирмы общий адрес с РОО Содействия связи и реформе (совладелец Леонид Маевский), у второй – с ЗАО «Бизнес Оценки», чей гендиректор Ирина Иванова, наряду с Каролиной Маевской, владеет фирмой со схожим названием - ООО «Бизнес оценки». Издания публикуют подробную схему, позволяющую сделать вывод о связи Маевского с «Диадемой».

Стоит также упомянуть, что аналогичный иск о банкротстве предъявлен другому предприятию холдинга «Юнитайл» – заводу «Стройфарфор» из Ростовской области, и задействованы в нем все те же организации - «Диадема» и «ФакторСтудио».

Возникает вопрос: зачем понадобилось доводить до банкротства прибыльные производства? Тем более, сам Маевский неоднократно заявлял, что прошедший год был самым успешным для предприятий холдинга «Юнитайл», а значит, и для Воронежского керамического завода, и для «Стройфарфора».

Видимо, дело в том, что на днях, как пишет газета «Коммерсант», по требованию миноритариев суд кипрского Лимассола отстранил Маевского от управления головной компанией холдинга «Юнитайл» - UniTile Ltd, а также ввел временных управляющих. Еще раньше Маевский был отстранен от управления «Стройфарфором» - ключевым предприятием холдинга. Теперь пресс-служба Маевского обвиняет в кризисе его бывшего бизнес-партнера Лазаря Шаулова, который уже несколько лет не имеет доступа к управлению «Стройфарфором». Буквально на днях от имени «Юнитайла» было распространено заявление, согласно которому холдинг приостанавливает платежи банкам-кредиторам, включая Юго-Западный банк Сбербанка России, из-за неисполнения неких обязательств по мировому соглашению с Лазарем Шауловым и якобы возросшей дебиторской задолженности.

Шаулов, в свою очередь, отмечает, что за подобной провокацией стоит стремление Маевского любой ценой отвлечь внимание общественности от того факта, что именно подконтрольные Маевскому «Диадема» и «Юнитайл» пытаются обанкротить стабильно работающие производства. «Считаю, что подобные действия являются примитивной провокацией со стороны Леонида Маевского. В материалах дела арбитражного дела № А53-762/2014 отчетливо видно, что представители ООО «Диадема», ООО «Юнитайл» и г-на Маевского требуют введения процедуры банкротства, в то время как я и мои юристы пытаемся всеми законными способами противостоять фиктивному банкротству ОАО «Стройфарфор» по фиктивному обязательству, подписанному лично Леонидом Маевским», - заявляет Шаулов.

Надо сказать, что ранее подобным же образом развивалась ситуация вокруг Сибирского аграрного холдинга (САХО). Как и в случае с «Юнитайлом», руководители САХО пригласили Маевского договориться с банками-кредиторами о реструктуризации задолженности компании. Вместо этого последовали банкротство предприятий холдинга, расторжение сотрудничества с управленцем и заверения Маевского в том, что он лично не причастен к бедственному положению, в котором оказался САХО. Одновременно совет директоров холдинга обратился в прокуратуру Новосибирской области с заявлением о хищении имущества и денежных средств группы топ-менеджерами управляющей компании САХО, подконтрольными, по мнению заявителей, Маевскому.

Сейчас у «Стройфарфора», который Шаулов сохранил в своей собственности, появился новый стратегический инвестор, который отстаивает интересы предприятия. Попытки Маевского оспорить решение об отстранении ООО «Юнитайл» от управления «Стройфарфором» не находят поддержки судебных инстанций. В частности, 7 марта Арбитражный суд Ростовской области отказал в удовлетворении исковых требований ООО «Юнитайл» о признании незаконным решения Лазаря Шаулова о прекращении полномочий этой компании в качестве управляющей компании ОАО «Стройфарфор» и назначении нового генерального директора завода.

Очевидно, что вернувшиеся на «Стройфарфор» законные собственники проведут тотальную ревизию работы команды Маевского. А тем, кто непосредственно занимался операционной деятельностью, видимо, придется объясняться с акционерами, аудиторами или даже со следственными органами. В журналистских расследованиях уже появлялись фамилии некоторых топ-менеджеров холдинга «Юнитайл», к примеру Владимира Зоткина, Александра Бурдина и Александра Мацына. Однако сам Маевский может, как в истории с Сибирским аграрным холдингом, в очередной раз заявить, что не отвечает за действия менеджмента.

Андрей Михайлов