Posted 14 марта 2014,, 13:07

Published 14 марта 2014,, 13:07

Modified 31 марта, 14:35

Updated 31 марта, 14:35

Прессинг чиновников снижает стоимость акций «Аэрофлота»

14 марта 2014, 13:07
Причиной негативной динамики бумаг «Аэрофлота», помимо общего снижения рынка, являются необдуманные действия представителей власти, считают эксперты.

Серьезное падение акций «Аэрофлота» стало темой встречи руководства компании с экспертами российских банков. Собравшиеся в столичном бизнес-центре LOTTE PLAZA представители авиаперевозчика и финансовые аналитики пришли к выводу, что, наряду с общим снижением рынка в негативной динамике, виноваты и необдуманные действия российских чиновников.

По данным Forbes, курс акций российской национальной авиакомпании накануне сократился на 7%. Биржевой обвал затронул многие секторы рынка. Уже в пятницу индекс ММВБ упал до минимума с мая 2010 года, а индекс РТС – до минимума с августа 2009 года. Рублевые цены большинства «фишек» на Московской бирже упали в пределах 10%, причем многие из них также обновили многолетние минимумы. Российское снижение происходило на фоне падения рынков Америки и Азии.

Именно в общем биржевом кризисе большинство собравшихся в LOTTE PLAZA экспертов увидело важную причину неприятностей «Аэрофлота».

«За последние две недели на рынке акций заметно существенное проседание, мы достигли практически минимумов с 2009 года», - констатировал аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенкговорит. По его мнению, именно это стало основным фактором ослабления бумаг «Аэрофлота». Он отметил, что отток средств коснулся многих компаний, в которых было большое количество зарубежных инвесторов, и «Аэрофлот» - одна из них.

Второй составляющей, по мнению экспертов, являются непрекращающиеся попытки отечественного чиновничьего корпуса вмешиваться в дела авиаперевозчика, пишет «Труд». Публичные обвинения в картельном сговоре с несколькими другими компаниями и вброс идей об отмене сложившихся схем бронирования билетов на фоне и без того неустойчивого рынка, безусловно, оказывают свое негативное влияние на стоимость акций авиаперевозчика.

Напомним, что 26 февраля руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что используемые системы бронирования авиабилетов не способствуют снижению цен, поддерживая их на прежнем уровне. Артемьев предложил имеющуюся систему уничтожить, заменив на новую, «не навязанную нам Западом…, а свою». На следующий день глава ФАС сообщил, что не исключает возбуждения дел против «всех наших авиакомпаний, включая зарубежные», если они не изменят тарифную политику.

Последовательные атаки влиятельного чиновника дали свой результат: 26-28 февраля акции «Аэрофлота» теряли в цене, подешевев с 77,35 до 70,01 руб. за штуку. Самым неприятным в этой истории было то обстоятельство, что ни руководители авиакомпаний, ни отраслевые эксперты инициативы ФАС не поддержали.

«Предложение ФАС полностью противоречит мировой практике и практике, сложившейся в других видах бизнеса», — цитирует «Труд» главу аналитической службы «АвиаПорт» Олега Пантелеева. По его словам, эта инициатива нивелирует все попытки авиакомпаний создать лоукостеры и делает абсолютно бессмысленным введение невозвратного тарифа. В результате она просто приведет к удорожанию перевозок.

В Министерстве транспорта тогда заявили, что действующая система тарифов предлагает пассажирам самый широкий спектр возможностей, а регулировать управление доходами и отвечать за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса могут лишь сами предприятия, а не ФАС.

Таким образом, в очередной раз встает вопрос о целях и мотивах действий главы ФАС и некоторых других госчиновников. Как компания с государственным участием, «Аэрофлот», казалось бы, мог рассчитывать если и не на защиту ими своих интересов, то по крайней мере на отсутствие действий, приводящих к падению курса акций и, соответственно, снижению капитализации компании. Никакие усилия авиаперевозчика по выстраиванию дружественного имиджа, работа по снижению цен на билеты и прочая забота о пассажире не приведет к успеху, если представители государства будут и дальше вставлять компании палки в колеса, убеждены эксперты.

Андрей Михайлов