Posted 1 апреля 2014,, 15:21

Published 1 апреля 2014,, 15:21

Modified 31 марта, 14:18

Updated 31 марта, 14:18

Жертва сырьевому монстру

1 апреля 2014, 15:21
Ряд решений относительно малого бизнеса создает впечатление, что российские власти ищут варианты завершения «нового НЭПа». Эксперты связывают это с тем, что ресурсной экономике частные предприниматели просто не нужны.

На фоне эйфории от присоединении Крыма едва не прошло незамеченным решение, которое могло уничтожить в России мелкий бизнес, занятый в сфере бытового сервиса — небольшие кафе, шиномонтаж и т.п. Депутаты и сенаторы приняли пакет поправок в Налоговый кодекс, который вводит налог на имущество почти для всех малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые используют упрощенную форму налогообложения.

Лоббисты бизнесменов едва успели среагировать на эту инициативу перед самой отправкой документа на подпись президенту, хотя, как оказалось, он был внесен ко второму чтению в Госдуме. Теперь бизнес намерен обратиться к президенту с просьбой наложить вето.

Инициаторы поправок исходили из желания пополнить государственный бюджет. За счет увеличения нагрузки на малый бизнес предполагалось получить около 200 млрд руб. Правда, как полагают эксперты, реальный эффект от этой меры был бы гораздо меньше, поскольку часть соответствующих предприятий попросту закрылась бы, другая — ушла в тень и не платила налоги вовсе. «Скорее всего, при принятии поправок (их инициаторы — ред.) руководствовались «благой целью» - поиском новых источников поступления в бюджет. Если присмотреться повнимательнее, то весь прошлый год, да и начало нынешнего, прошли под этим лозунгом. Причем, с одной стороны, делаются заявления о повышении эффективности производства, развитии экономики, инвестиционных проектах, а с другой, — перекачиваются деньги со счетов предпринимателей в бюджет и дальше «на социалку», выплаты бюджетникам и так далее», - комментирует ситуацию Анатолий Воронин из FIBO Group.

По его оценке, те, кто готовил эти поправки, вообще не представляют себе, как функционирует бизнес, в том числе малый. «Решение принято не столько кулуарно, сколько без всякой оглядки на то, к чему оно может привести. Это напоминает анекдот, когда утром сажали семена, а вечером собирали, потому что «очень кушать хотелось», - иронизирует эксперт.

Давление на малый бизнес осуществляется уже не первый год. В 2013-м ошибки властей привели к закрытию или уходу в тень сотен тысяч малых предприятий. «Нельзя сказать, что принимаются какие-то «специальные решения», которые точечно бьют по малому бизнесу, однако в целом ситуация очень нехорошая. «Зачистка» в банковской среде сокращает возможности для кредитования, вынуждает работать с госбанками. Есть информация о затягивании оплаты выполненных работ, причем эта «практика» лишь ухудшается. Вбрасываются решения, которые не оставляют малым предприятиям возможности к развитию. Вспомним хотя бы внезапный вынос с московских улиц палаток, закрытие рынков, баз и других объектов», - отмечает аналитик.

Любопытно, что разрушая бизнес одной рукой, другой государство создает механизмы для поддержки частного предпринимательства. Например, пытаясь «подсадить» небольшие компании на сотрудничество с государством через контрактную систему. Закон о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) вступил в силу с начала этого года. По данным Минэкономразвития, уже было размещено более 345 тыс. извещений о процедурах на общую сумму порядка 500 млрд руб. Сейчас готовятся дополнительные пакеты законопроектов в развитие этой идеи, которые также призваны усилить участие малого бизнеса. В частности, в первом пакете, который должен быть представлен ко второму чтению в Думе, предусматривается сокращение сроков расчетов госучреждений с малым бизнесом до 30 дней с момента поставки товара. В этом году также ожидается внесение в Госдуму еще двух пакетов. Один из них подразумевает перевод процедур в электронную форму, а другой вводит санкции за нарушение законодательства о контрактной системе.

Четвертый пакет будет связан с поддержкой малого бизнеса в рамках контрактных отношений. Контрактная система — достаточно солидный куш. Ежегодный объем закупок органов власти различных уровней превышает 8 трлн руб. Еще более 9 трлн закупают компании с государственным участием, унитарные предприятия, бюджетные и автономные учреждения. В результате порядка 25% ВВП страны перераспределяется через систему контрактных отношений. И Минэкономразвития планирует использовать механизм привлечения к госзакупкам для развития бизнеса, в том числе малого и среднего предпринимательства.

Правда, эксперты отмечают, что нередко малые предприятия на таких конкурсах выступают лишь как посредники, которые выигрывают конкурсы и передают подряд дальше. «Получается, что поддержка касается «тех кого надо», - констатирует Воронин.

Он напоминает, что в свое время НЭП был разменян на коллективизацию и индустриализацию. Но малый бизнес даже в Советском Союзе умер не сразу. Вплоть до середины 1950-х годов сохранились артели, которые тоже были своего рода формой малого бизнеса. «Для ресурсной экономики, в которой происходит перераспределение добытого из недр богатства, люди, работающие на себя и зарабатывающие своим трудом, действительно являются чужаками, от которых надо избавиться ради всеобщего однообразия», - считает эксперт.

Владислав Кузьмичев