Posted 7 апреля 2014,, 15:43

Published 7 апреля 2014,, 15:43

Modified 31 марта, 14:12

Updated 31 марта, 14:12

Кто поедет в Крым?

7 апреля 2014, 15:43
Первый туристический сезон на крымском побережье, скорее всего, будет провальным - даже несмотря на все уже принятые и еще готовящиеся в Москве решения по развитию туриндустрии во вновь приобретенном регионе. Главной проблемой эксперты называют транспорт.

За прошедшие пару недель российские власти успели предпринять несколько шагов, которые призваны поддержать экономику Крыма - прежде всего, туристическую сферу. Были вдвое снижены цены на авиабилеты, резко выросло количество паромов, разрабатывается социальная реклама, призывающая россиян отдыхать на крымском побережье, рассказал руководитель направления Крым компании Astravel Игорь Великий. Дополнительным бонусом для туристов может стать некоторое снижение цен в рублях из-за курсовой разницы (украинская валюта сейчас дешевле российской). Это сделает более доступными крымские фрукты, особенно в пик сезона — в августе.

В прошлом году число отдыхающих на полуострове приблизилось к 6 млн человек, из которых около 4 млн отдыхали в частном секторе. При этом россияне составили лишь примерно треть турпотока. «Судя по тем шагам, что предпринимают представители центральных властей России и представители регионов, в сезон 2014 года будет сделана попытка максимально и «централизованно» заполнить существующие здравницы, которых насчитывается более 800», - сообщил аналитик FIBO Group Анатолий Воронин. Однако вряд ли российских туристов будет достаточно, чтобы компенсировать снижение потока из Украины, которое неизбежно возникнет, учитывая происходящие в стране события. Многие украинцы могут отказаться от посещения Крыма из-за необходимости двойного паспортного контроля.

Привлечь на полуостров россиян, помимо прочего, могут помешать транспортные и инфраструктурные проблемы. Раньше одно из преимуществ Крыма заключалось в том, что до него можно было добраться на автомобиле. От Москвы путь занимал примерно 23 часа, если пробка на границе с Украиной была не слишком большой. Теперь такой транзит становится для москвичей потенциально опасным, а объездной маршрут через Краснодарский край и Керчь увеличивает время в пути примерно на 10-15 часов - Россия слишком долго тянула со строительством автомобильного и железнодорожного моста в районе Керчи. То есть вместо одного дня автотурист потратит на дорогу два.

Таким образом, пока основную массу туристов придется доставлять по воздуху и по воде.

«Объем авиаперевозок за 2013 год оценен компанией «Аэрофлот» в 520 тыс. пассажиров. Таким образом, чтобы заполнить хотя бы санатории, необходимо увеличить это число в 3 раза», - подсчитал Воронин. «Аэрофлот» уже объявил об увеличении числа рейсов до 8 в день с июня, а общее число рейсов вместе с дочерними компаниями должно составить 77 в неделю. Плюс к этому могут подтянуться и другие компании - от дискаунтера Red Wings до чеченской "Грозный Авиа". «Потенциал Red Wings - порядка 600 тыс. пассажиров в год, хотя надо понимать, что туристический сезон длится не круглый год, и реальное число пассажиров будет не таким большим. Под вопросом остается и инфраструктура аэропортов, которые не готовы к увеличению нагрузки в разы», - отметил Воронин.

Паромное сообщение тоже оставляет желать лучшего. Как отметил представитель Astravel, количество паромов уже выросло в 2 раза и в скором времени снова удвоится. Дело дошло до того, что на поток ставят любые суда (включая даже катамараны), которые могут перевезти туристов из близлежащих российских портов. Однако для дальнейшего увеличения пассажиропотока из России этого все равно недостаточно.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина полагает, что в текущем году поток российских туристов в Крым окажется даже меньше, чем в предыдущем. «Время упущено», - пояснила она. В начале зимы туроператоры продавали путевки на весну и лето в Крым по акции раннего бронирования - со скидками 30-40%. Продажи шли активно, но потом туристы стали отказываться, практически все пакеты на март-апрель были аннулированы. В конце марта спрос начал оживать, но темпы продаж абсолютно не соответствуют прошлогоднему объему, сообщила Тюрина.

Она назвала две причины для негативного прогноза: усложнившаяся транспортная логистика, а также медлительность крымских санаториев и гостиниц, которые не торопятся предоставлять скидки туроператорам. До присоединения Крыма к России 80% российского турпотока приходилось на наземный транспорт - в основном, на поезда. Теперь же россияне опасаются ездить через территорию Украины, а альтернативные пути — через Краснодарский край — существенно длиннее и предполагают большое количество пересадок. Что касается самолетов, то сейчас еженедельно совершается 70 авиарейсов в Крым, с мая будет 96, с июня — 136. А нужно — 600 (в прошлом году, по данным РЖД, поездами перевозились 42 тыс. человек в сутки, а всего за год - более 2 млн). Единственное, что может привлечь туристов, по мнению Тюриной, - это существенные скидки на проживание и транспорт. Но их пока нет.

Представитель Astravel уверен, что перспективы на этот год станут окончательно понятны после того, как из Крыма вернутся первые партии российских туристов: если их оценки будут неплохими, то возможен всплеск интереса во второй половине сезона.

Крыму предстоит перенастроиться на россиян, которые в среднем состоятельнее украинцев. Полуострову придется конкурировать с турецкими курортами. Разница между Анталией и Симферополем, если лететь на самолете, не такая уж и принципиальная. И визы туда тоже не нужны. А это значит, что крымчане, если они хотят заработать в этом году, будут вынуждены снижать цены, поскольку улучшить сервис так быстро просто не получится.

Владислав Кузьмичев