Posted 28 апреля 2014,, 16:09

Published 28 апреля 2014,, 16:09

Modified 31 марта, 13:50

Updated 31 марта, 13:50

Что Россия может продать Китаю

28 апреля 2014, 16:09
КНР заинтересована в российском «голубом топливе», поэтому цену на газ для этой страны слишком сильно опускать не следует, убежден Борис Титов. Кроме того, есть и другие перспективные для сотрудничества сферы.

Пекин прекрасно понимает преимущества, которые он может получить из-за резкого ухудшения отношений Москвы и Вашингтона. Однако, как полагает председатель российской части Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов, России нужно удержать цены на газ, который она готова поставлять в Поднебесную, на уровне европейских.

До недавнего времени Титов возглавлял Российско-Китайский деловой совет, который был создан в Пекине в середине октября 2004 года в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао. Завтра в Совете состоятся перевыборы. Кто станет его новым главой, Титов наотрез отказался говорить. Однако в условиях разворота России на Восток, который происходит сейчас из-за охлаждения отношений между Россией и США, было бы довольно логично ожидать назначения на этот пост кого-то из тех бизнесменов, кто попал под санкции Вашингтона.

Рокировка происходит незадолго до поездки Владимира Путина в Китай, которая назначена на начало второй декады мая. Главной интригой до сих пор остается вопрос о том, удастся ли во время визита подписать «контракт века» - соглашение о поставках российского газа с Восточно-Сибирских месторождений.

Вопрос о цене на газ до сих пор сдерживает ожидаемое стремительное развитие двусторонней торговли. В прошлом году товарооборот России и Китая достиг $88,8 млрд. Уже к 2015 году запланировано его увеличение до $100 млрд, а потом и вовсе удвоение - до $200 млрд. Без газового контракта добиться таких высоких показателей будет практически невозможно.

К тому же, структура торговли пока меняется далеко не в лучшую для России сторону. Мало того, что сокращается в целом российский экспорт, так еще и доля машинотехнической продукции упала в нем до рекордно низких величин — около 10%.

Китай пока не соглашается на российские предложения по ценам и любыми способами демонстрирует возможность его заменить. Москва же из-за высокой стоимости разработки и транспортировки восточносибирского сырья не может ощутимо снизить планку.

Как бы то ни было, интерес к российскому газу у Китая есть. Тем более, что сейчас перед китайцами все отчетливее встает проблема снижения их главного конкурентного преимущества — низкой стоимости рабочей силы. Вторым негативным фактором стало подорожание сырья. В результате, по словам Титова, многие западные компании переходят в другие страны — Индонезию, Вьетнам и др., а некоторые и вовсе возвращаются назад, например, в США. Высокотехнологичные товары все менее выгодно производить в Китае, поскольку главной составляющей формирования цен на них являются ноу-хау, а вовсе на затраты на рабочую силу.

Поэтому Китай также заинтересован в снижении стоимости энергии, которая невозможна без перехода на газ. Титов уверен, что газовая труба может быть построена быстро (в течение года), и потенциал увеличения поставок газа в Китай очень велик - ресурсы России пока позволяют даже не оглядываться на резервы.

Что же касается других направлений возможного расширения сотрудничества, то, по его оценке, сейчас в КНР наблюдается бум спроса на экологически чистые продукты. В самом Китае очень сильна химическая обработка почв, а потому Россия может стать одним из крупнейших поставщиков продуктов без вредных примесей. Правда, для этого придется преодолеть запрет на поставки в Китай ряда российских агропромышленных товаров.

По данным «Росбалта», Москва готова развивать и другие направления сотрудничества - в частности, в сфере химической промышленности, а также фармацевтики. Китай известен как очень крупный производитель субстанций, а развитие собственной фармацевтической промышленности является одним из приоритетов развития российской экономики.

Еще две сферы, где возможно расширение сотрудничества, - авиастроение и станкостроение. В Китае, как отметил Титов, присутствует интерес к российским самолетам. Проблема лишь в том, что российская промышленность пока не способна в должной мере удовлетворить существующий спрос. Что же касается станкостроения, то Китай может стать партнером в реиндустриализации российской промышленности.

Владислав Кузьмичев