Posted 1 июля 2014,, 09:15

Published 1 июля 2014,, 09:15

Modified 31 марта, 12:50

Updated 31 марта, 12:50

Минск и Астана отказались подыгрывать Москве

1 июля 2014, 09:15
Таможенный союз дал новую трещину - Белоруссия и Казахстан не стали поддерживать предложение России по ограничению импорта украинских товаров.

Таможенный союз дал новую трещину. Белоруссия и Казахстан не стали поддерживать предложение России по ограничению импорта украинских товаров на территорию ТС, сообщают «Ведомости». Ближайшие союзники в очередной раз продемонстрировали Москве, что готовы следовать в ее фарватере очень выборочно.

Опасения России, настаивавшей на ограничении украинского импорта из-за подписания Киевом соглашения об экономической ассоциации с ЕС, главным образом связаны с тем, что после вступления в силу режима беспошлинной торговли на Украину хлынут дешевые европейские товары. При этом, напоминает аналитик ФК Aforex Нарек Авакян, сам по себе украинский рынок небольшой, а емкость потребительского сегмента крайне низкая из-за сложной социально-экономической ситуации в стране и очень невысоких доходов населения. «Несмотря на то, что на Украине проживают 45 млн потребителей, реальный объем рынка в долларовом выражении не превышает и $90 млрд. Поэтому справедливо предположить, что, с учетом наличия фактически аналогичного соглашения с Россией, европейские производители будут ориентированы в первую очередь на российский рынок», - сообщил он.

Аналитик «Альпари» Анна Кокорева согласна с тем, что Украина нужна Евросоюзу как транзитный коридор для реэкспорта в Россию. Ведь общий рынок стран Таможенного союза — это около 170 млн потребителей. И если российские и украинские товары находились на одном ценовом уровне, то разрыв с европейскими товарами окажется более существенным. Наиболее уязвимыми в этом плане станут сельхозтоваропроизводство, текстильная и пищевая промышленности.

Российские потери от «блокады» украинского рынка будут не очень велики - около $28,4 млрд. Что касается Казахстана, то он закупал на Украине железнодорожные локомотивы, изделия из черных металлов и механические машины - собственное производство данных товаров пока не способно полностью удовлетворить запросы казахстанской экономики. Для Белоруссии Украина тоже важна - ее поставки, включающие минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, средства наземного транспорта и удобрения, занимали 6% украинского импорта. Поэтому позиция белорусов и казахов во многом обусловлена тем, что они просто не хотят терять прибыль.

По сути, после подписания Украиной ассоциации с ЕС и отказа Минска и Астаны поддержать Москву в прекращении действия таможенных льгот для Киева теряется смысл и Таможенного союза. Возможно, Казахстан находится слишком далеко, и везти через него беспошлинный товар не имеет смысла, но Белоруссия вполне могла бы на этом заработать.

Аналитик FIBO Group Анатолий Воронин, в свою очередь, напоминает, что, несмотря на повторяющиеся уже полгода заявления об угрозе нашествия дешевых европейских товаров, никаких конкретных примеров российские власти пока не приводят. «Само по себе словосочетание «дешевые европейские товары» говорит о том, что жизнь в России оказывается дороже - при более низком уровне доходов. Можно предположить, что «дешевые товары» - это одежда с миланских распродаж, но ей, скорее, придется конкурировать с подделками из Китая. Маловероятно, что переупаковка сельхозпродукции из Европы с целью выдать ее за украинскую имеет какой-то экономический смысл», - уверен эксперт.

По его мнению, у Белоруссии и Казахстана есть веские причины не поддерживать Россию в ее антиукраинских инициативах. Даже наиболее верный союзник – Белоруссия - изначально настороженно отнеслась к политике Москвы на Украине. Одной из причин этого может быть крайне негативное отношение белорусского лидера к коррупции, которая при Викторе Януковиче расцвела пышным цветом. Кроме того, у Белоруссии есть свои экономические связи с Украиной, совместные проекты, и наносить удар по собственной экономике ради России она не намерена. Что касается Казахстана, то его руководство может испытывать беспокойство по поводу судьбы северных областей, которые были «подарены» республике после распада СССР и в которых до сих пор достаточно большой процент русскоязычного населения. Это вынуждает прислушиваться к мнению России, но не настолько, чтобы ставить под угрозу рост собственного ВВП. У Казахстана непростая ситуация с разработкой новых месторождений нефти, идет перестройка нескольких НПЗ, и какие либо демарши, способные помешать этим планам, Астане совершенно не нужны. Кроме того, сейчас идет процесс присоединения страны к ВТО, и введение запретов будет сложно объяснить, уверен аналитик.

В общем, резюмирует старший экономист ФГ «РИКОМ» Владислав Жуковский, Белоруссия и Казахстан в очередной раз доказали, что они ставят свои собственные коммерческие, экономические и валютно-финансовые интересы превыше геополитических амбиций России и рассуждений о реинтеграции на постсоветском пространстве. «Они делают только то, что им выгодно и сулит дополнительный внешнеэкономический доход. Именно по этой причине Лукашенко и Назарбаев пролоббировали заморозку проекта по созданию валютного союза и введению единой валюты на пространстве ЕАЭС, а также сорвали предложенную Россией программу политической интеграции и создания полноценных наднациональных органов государственного управления и регулиррования - главы этих государств боятся потерять независимость от Москвы и утратить политический и финансовый суверенитет», - полагает он.

Точно так же, отмечает эксперт, Белоруссия и Казахстан саботировали исключение Украины из зоны свободной торговли. Во-первых, обе страны напуганы решением крымского вопроса - Лукашенко даже умудрился позаигрывать с украинскими журналистами, назвав Крым украинской территорией. Во-вторых, все прекрасно осознают баланс сил в регионе - Россия обеспечивает 90% ВВП и взаимной торговли стран в рамках ЕАЭС, а также 80% промышленного производства и сельского хозяйства. В-третьих, руководство обеих республик поддерживает умеренный национализм - таким образом Лукашенко и Назарбаев обеспечивают свои властные полномочия. В-четвертых, чем выше градус противостояния России с коллективным Западом и чем жестче санкции против РФ, тем больше возможностей у Белоруссии и Казахстана на этом заработать и получить скидки у России. «Россия готова платить все более высокую цену за свои геополитические амбиции и за удержание ЕЭП и ЕАЭС на плаву. Провал евразийской интеграции на постсоветском пространстве станет очень болезненным и неприемлемым с точки зрения политических рейтингов и пиара», - полагает Жуковский.

Владислав Кузьмичев