Posted 16 июля 2014,, 15:02

Published 16 июля 2014,, 15:02

Modified 30 января, 23:03

Updated 30 января, 23:03

У БРИКС прорезались финансовые зубки

16 июля 2014, 15:02
На саммите стран-участниц блока принято решение о создании совместного банка развития и пула валютных резервов. Это может ослабить влияние США и Европы на мировой финансовый рынок, полагают эксперты.

США и Европе, возможно, уже в недалеком будущем придется сильно пожалеть, что они не согласились слегка «подвинуться» в Международном валютном фонде и во Всемирном банке в пользу развивающихся экономик. Лидеры стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) приняли решение о создании собственной альтернативы этим международным финансовым институтам, что, безусловно, приведет к ослаблению влияния МВФ и ВБ на мировую экономику.

В бразильском городе Форталеза главы стран-участниц БРИКС подписали соглашение о создании пула валютных резервов, а также банка развития, который назвали попросту «Новым» - видимо, желая бросить вызов старым игрокам мировой политики и экономики. Объявленный капитал НБР составит $100 млрд. На такую же сумму предполагается проводить финансовые операции в рамках пула валютных резервов.

Как подчеркнул президент России Владимир Путин, эти две финансовые организации с суммарными ресурсами в $200 млрд «закладывают основы для координации макроэкономической политики» между странами-участницами. Штаб-квартира нового банка будет находиться в китайском Шанхае. Впоследствии в его работе смогут принять участие и другие развивающиеся экономики, но доля партнеров по БРИКС не должна быть ниже 55%.

Блок, который производит около четверти мирового ВВП, сделал заявку на то, чтобы стать альтернативой «большой семерке», полагает генеральный директор компании ФОК Виталий Дербеденев. А банк развития БРИКС, по оценке эксперта, может стать серьезной альтернативой как Европейскому банку реконструкции и развития, так и Международному валютному фонду: его капитал втрое превышает уставный капитал ЕБРР, правда, втрое меньше, чем у МВФ.

«До нынешнего саммита БРИКС представлял собой, скорее, символическую конструкцию из крупнейших развивающихся стран. Теперь у него стало появляться реальное экономическое наполнение», - заявил глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике Моисей Фурщик. Хотя НБР пока еще рано тягаться с МВФ, поскольку его масштабов не хватит для борьбы с глобальными кризисами, в качестве института развития он вполне может встать в один ряд с ЕБРР, предоставляя серьезные и дешевые финансовые ресурсы для инвестиционных проектов стран-участниц, полагает эксперт.

Старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Максим Плешков уверен, что БРИКС пока находится только в начале пути по созданию собственной финансовой инфраструктуры. «Безусловно, банк развития БРИКС и пул условных валютных резервов планируется как альтернатива МВФ и ЕБРР. Но пока о конкретной деятельности говорить рано, так как документ о его создании только подписан, и, по сути, банк еще не начал работать», - отметил он.

Кроме того, эксперт назвал обнадеживающими факты подписания Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами стран БРИКС и Соглашения о сотрудничестве в области инноваций, а также вынесение на обсуждение проекта Стратегии многостороннего экономического сотрудничества БРИКС и Дорожной карты инвестиционного сотрудничества, насчитывающей 37 инвестиционных проектов в различных областях экономики. «По-видимому, начала полноценной работы созданной финансовой инфраструктуры стран-членов БРИКС придется ждать недолго», - считает Плешков.

Заместитель директора аналитического департамента Альпари Дарья Желаннова, в свою очередь, отметила, что принятые на саммите решения о банке и пуле снизят зависимость стран-участниц от финансового влияния Запада. «У России нет долгов перед МВФ, а значит, нет и обязательств, а у Фонда, соответственно, нет оснований диктовать нам условия. Даже если у России возникнет необходимость в финансовых ресурсах, при текущем обострении геополитической ситуации, страна, скорее, прибегнет к снижению курса рубля или в крайнем случае – к секвестру бюджета», - подчеркнула аналитик. По ее словам, роль стран БРИКС в мировой экономике растет. Доля в мировом ВВП приближается к 20%, а темпы роста экономик опережают показатели развитых стран. «БРИКС – сильный политический блок с хорошими экономическими перспективами, и не считаться с его мнением становится все сложнее, особенно с учетом ухудшения репутации США», - отметила аналитик.

Руководитель аналитического департамента ФК Aforex Артем Деев согласился с тем, что БРИКС давно испытывает потребность снизить влияние на мировую экономику вездесущего доллара и финансовой политики США. «Особые претензии страны БРИКС накопили к работе МВФ, Всемирного Банка и ЕБРР, давно ставших марионетками политической воли США. Указанные институты изжили собственную структуру уже много лет назад, а необходимость их реформирования встречает острую критику со стороны США и ЕС, являющихся по совместительству их крупнейшими акционерами. В случае пересмотра квот, закрепленных за странами, может оказаться так, что США попросту лишатся одного из главных рычагов политического влияния на развивающиеся рынки. Именно поэтому реформы там не видать как своих ушей», - заявил аналитик.

Впрочем, несмотря на в целом положительную оценку экспертов, следует отметить, что формирование нового финансового института будет происходить постепенно. Как сообщалось ранее, в течение первых семи лет в капитал НБР планируется внести лишь $10 млрд — по $2 млрд от каждой страны. Этих средств явно будет недостаточно для отражения спланированных валютных атак на национальные денежные единицы стран-участниц, если за них возьмутся всерьез. Кроме того, партнеры по БРИКС испытывают колоссальное давление со стороны США и ЕС — каждый в своих сферах. Так что говорить о том, что малыш уже окреп и твердо стоит на ногах, пока рано.

Владислав Кузьмичев