Posted 11 августа 2014,, 15:16

Published 11 августа 2014,, 15:16

Modified 31 марта, 12:09

Updated 31 марта, 12:09

Россиянам уже не до автомобилей

11 августа 2014, 15:16
Российский авторынок стремительно сокращается. В июле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей рухнули на 22,9%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время ситуация не улучшится.

Российский авторынок стремительно сокращается. В июле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей рухнули на 22,9%.

Пару лет назад такое было трудно даже представить - автомобильный рынок рос как на дрожжах и всерьез претендовал на то, чтобы в обозримом будущем перегнать Германию в гонке за лидерство в Европе. Однако в ситуацию вмешалась политика, и рост сменился падением, которое ускоряется с каждым месяцем. В июле спад оказался максимальным — 22,9%. Почти 54 тысячи россиян не стали покупать себе новый автомобиль, отложив решение на потом.

По итогам первых семи месяцев текущего года сокращение рынка составило почти 10% - было продано всего около 1,41 млн новых автомобилей.

Глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер называет этот тренд «тревожным» и считает маловероятным фундаментальное изменение ситуации в ближайшее время. «Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень — сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?», - цитирует его слова пресс-служба Ассоциации европейского бизнеса.

Уже в июне Россия скатилась на 4-ю позицию в европейском рейтинге крупнейших автомобильных рынков, пропустив вперед, помимо Германии, также Великобританию и Францию. По оценке финансового аналитика Lionstone Investment Services Сергея Еременко, первоочередными причинами этого спада стали девальвация рубля и отсутствие роста в экономике. «К этому стоит добавить повышение требований к заемщикам по автокредитам в связи с ростом просрочки платежей, а также традиционный летний спад в продажах», - отмечает эксперт.

Ведущий аналитик отраслевого агентства «Автостат» Азат Тимерханов также полагает, что автомобильный рынок реагирует на общую ситуацию в экономике страны, а та, в свою очередь, далека от стабильности из-за внешнеполитического фона, наполненного угрозой войны с Украиной и антироссийскими санкциями Запада. Кроме того, напоминает аналитик, в первом полугодии 2014 года рынок находился под негативным воздействием завершения программы льготного автокредитования, заставившего некоторых россиян отказаться от планов покупки машины в текущем году. «Автокредитование же в целом ознаменовалось повышением ставок и ужесточением требований к заемщикам, что также не способствовало рыночному росту. Тем не менее, в первом полугодии падение рынка оказалось не очень существенным, но во втором полугодии, в случае реализации пессимистичного сценария развития, ситуация может резко ухудшиться по причине дальнейшей эскалации украинского конфликта. Также нельзя забывать и о процессе интеграции Крыма в состав Российской Федерации, что потребует многомиллиардных затрат из бюджета. Все это вкупе не самым лучшим образом повлияет на дальнейшее развитие экономики страны с соответствующими последствиями для рынка», - убежден эксперт.

Еще одним немаловажным фактором, отмечает Тимерханов, является срок владения легковым автомобилем в России, который, согласно оценке «Автостата», в среднем составляет 4-5 лет. «Учитывая, что львиную долю покупателей новых машин составляют люди, меняющие старое авто на новое, в нынешнем году это сделает большинство владельцев, купивших автомобиль в 2009–2010 гг. Но поскольку тогда рынок имел невысокие показатели (заметно ниже 2 млн единиц), то число желающих сменить машину в 2014 году будет меньше, чем в последующие годы. Таким образом, предпосылок для кардинального улучшения продаж легковых автомобилей в этом году нет», - подчеркивает аналитик.

По оценке генерального директора финансовой компании GKFX Дмитрия Раннева, тревожным фактором является то, что падение наблюдается даже в сегменте премиальных иномарок. Люди начинают экономить и не меняют старые машины, не берут кредиты, считая, что лучше пережидать неспокойный период в экономике, а деньги положить на депозиты или купить недвижимость. По прогнозу эксперта, до конца года спад может увеличиться еще на 3-4%, поскольку россияне предпочтут отъездить зиму на той же машине, которая уже есть, а новую будут присматривать лишь весной. «В этой ситуации лучше других будут выглядеть бюджетные машины французского и корейского происхождения с хорошей кредитной программой, а также относительно недорогие автомобили премиальных брендов. Китайские автомобили в этой связи получают хороший шанс получить российский рынок из-за своей дешевизны и внешнего вида, который копирует популярные западные модели. Проблема китайцев в том, что их недостаточно хорошо продвигают, и инфраструктура продаж и сервиса пока развита не так хорошо, как хотелось бы. Все-таки российский рынок для КНР пока не является приоритетным», - отмечает Раннев.

Впрочем, Сергей Еременко настроен более оптимистично. По его оценке, если автоиндустрия не попадет под санкции с той или иной стороны, то к концу года будет наблюдаться отложенный спрос на популярные модели. «Из-за большого количества импортируемых запчастей снижения цен на автомобили ожидать не стоит, особенно в бюджетных марках, где удешевление и так достигнуто за счет применения более простых материалов и технических решений. Для стимулирования продаж может быть возобновлена программа господдержки, но это случится не раньше середины осени», - отмечает он.

Владислав Кузьмичев