Posted 25 августа 2014,, 05:59

Published 25 августа 2014,, 05:59

Modified 31 марта, 11:57

Updated 31 марта, 11:57

Глава МЭР: Россия вступила в негативную стадию экономического цикла

25 августа 2014, 05:59
«Теперь при прогнозируемой цене на нефть примерно $100 за баррель в ближайшие годы бюджет будет верстаться уже с дефицитом. Это означает, что резерв стимулирования экономики в основном растрачен и требуется поиск новых источников роста», - указывает Улюкаев. Министр убежден, что стагнация, наблюдающаяся с 2012 года, - "следствие не неблагоприятной мировой конъюнктуры и не геополитических изменений, а слабости российской экономики».

МОСКВА, 25 августа. Россия вступила «в негативную стадию экономического цикла». Такое мнение высказал глава Минэкономразвития (МЭР) РФ Алексей Улюкаев.

По его словам, «нехватка спроса сейчас является существенным барьером, который мешает восстановить устойчивый (экономический) рост (в России — ред.)». «В этих условиях снижение государственных расходов в еще большей степени усилит негативные тенденции в экономике, что, в свою очередь, не позволит существенно улучшить фискальные позиции», - написал Улюкаев в статье для газеты «Ведомости».

Министр убежден, что «стагнация в российской экономике, наблюдающаяся с 2012 года, - следствие в первую очередь не неблагоприятной мировой конъюнктуры и даже не геополитических изменений, а слабости российской экономики». «Надо признать, что при том качестве институтов, которое у нас есть, невозможно существенно улучшить предпринимательский климат, заинтересовать инвесторов», - указал глава МЭР.

Вместе с тем, полагает он, «настоящий момент представляется как никогда удачным для наиболее эффективных вложений в развитие страны».

«С введением (Россией) ответных санкций по ограничению импорта (из США, Канады, Норвегии и стран ЕС) мы получили уникальную возможность развивать важнейшие отрасли, такие как сельское хозяйство и переработка пищевых продуктов. Программы субсидирования аграриев, страхования и совместного частно-государственного финансирования строительства предприятий, способных обеспечить полноценное импортозамещение, требуют значительных средств», - отметил Улюкаев.

По его оценкам, «дополнительный 1% роста экономики обеспечивает финансовую систему 200-300 млрд рублей дополнительных доходов, и это только прямой эффект». «Выбор, который стоит перед нами, - довольствоваться малым и надеяться на приемлемую внешнеэкономическую конъюнктуру на долгие годы или активно работать над обеспечением необходимых темпов социально-экономического развития страны», - констатировал министр.

Он полагает, что «эти обстоятельства вновь поднимают вопрос о том, так ли правы мы (власти — ред.) в своем стремлении сохранить бюджетное правило - основу фискальной политики страны, пережившей несколько интерпретаций».

«В дискуссиях о бюджетном правиле мы чаще обращали внимание на то, что оно предполагает аккумуляцию резервов в случае благоприятной мировой конъюнктуры на рынке нефти. Предполагалось, что, сглаживая цикличную динамику нефтяных цен, бюджетное правило, таким образом, является хорошим механизмом проведения контрцикличной государственной политики. Однако сейчас видно, что этот механизм перестает полностью нас удовлетворять. Мы лишились возможности стимулировать экономику с помощью фискальной политики в момент, когда наше состояние близко к рецессии. Когда необходимо активизировать меры, направленные на смягчение негативных последствий от роста геополитической напряженности», - заявил глава МЭР.