Posted 9 сентября 2014,, 15:37

Published 9 сентября 2014,, 15:37

Modified 31 марта, 11:42

Updated 31 марта, 11:42

В кризис далеко не уедешь

9 сентября 2014, 15:37
Самым большим неудачником этого года в промышленности, похоже, окажется российский автопром. Спрос на новые автомобили стремительно падает, а правительство не торопится поддерживать отрасль.

Августовские итоги продаж в России новых автомобилей стали по-настоящему шокирующими. Число покупок за месяц сократилось примерно на четверть, а с начала года падение превысило уже 12%. Рынку никак не удается нащупать хотя бы одну точку опоры, и отрасль, похоже, ждут тяжелые времена.

Вчера, например, на две недели была приостановлена сборка автомобилей на заводе Volkswagen в Калуге. Все сотрудники отправлены во внеплановый отпуск с сохранением 2/3 оклада. Спрос рухнул на все марки, принадлежащие концерну. Правда, дилеры концерна пока не торопятся предлагать существенные скидки.

По данным «Автостата», сокращение производства также происходит на калининградском «Автоторе». Однако о потенциальной реакции его руководства пока ничего неизвестно. «Ожидаемое увеличение продаж на фоне старта программы утилизации делает сокращение рабочего персонала неразумным — скорее всего, напротив, потребуется нарастить объемы производства», - сообщили в агентстве.

По оценке начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Андрея Топтуна, ситуация на рынке обусловлена в первую очередь неуверенностью населения в завтрашнем дне - «в смутное, нестабильное время без особой необходимости совершать дорогостоящие покупки нецелесообразно». Среди других причин эксперт отметил сокращение экономики РФ, удорожание заемных денег, повышение требований к заемщикам, рост цен на автомобили и т.д. Однако, полагает Топтун, формирование отложенного спроса может привести к взрывному росту рынка в будущем.

Аналитик также объяснил, почему автогиганты сейчас не особо пытаются поддержать продажи. «В тяжелой ситуации маркетинговые бюджеты попадают «под нож» в числе первых. При этом гораздо проще «выдавать» автомобили клиентам в условиях дефицита, когда никакая маркетинговая политика не нужна в принципе, так как спрос, хоть и в меньшей степени, существует даже во времена кризисов. Экономисты предприятий просчитывают варианты остановки производства и приходят к выводам, что работать на склад наименее выгодно, так как произведенный, но непроданный автомобиль — это замороженные деньги, которые не работают и за которые часто надо платить проценты», - отметил он.

Рынок действительно падает, подтвердил руководитель пресс-службы Nissan и Datsun в России Роман Скольский. Но это, по его данным, тенденция последних дух лет - просто сейчас падение стало наиболее заметным. Соответственно, автогигантам приходится корректировать производственные планы. Nissan, который имеет 4 производственные площадки в России (Санкт-Петербург, Тольятти, Ижевск, Москва), тоже не смог этого избежать. Петербургский завод, например, перешел с трехсменного на двухсменный режим работы. «Тем не менее, мы не останавливали и не планируем останавливать производство. Более того, мы увеличиваем мощности завода в Петербурге вдвое, до 100 тыс. автомобилей в год», - подчеркнул Скольский. Он отметил, что многие автопроизводители сейчас формируют различные спецпредложения на ряд моделей, чтобы стимулировать спрос.

Евгения Тетерина из ООО «Тойота Мотор» полагает, что резкое снижение спроса в августе связано не только с нестабильной макроэкономической ситуацией, но и с сезоном отпусков. При этом она обратила внимание на тот факт, что премиум-сегмент российского автомобильного рынка демонстрирует более позитивную динамику. В частности, объем продаж автомобилей Lexus в России увеличился на 13% в августе и на 17% за первые 8 месяцев 2014 года. В плюсе оказались также немецкие концерны Mersedes и BMW - в «большой немецкой тройке» лишь у Audi наметилось снижение продаж.

По данным Тетериной, многие автомобильные бренды в России уже запустили спецпредложения и выгодные кредитные продукты. Также создаются более бюджетные комплектации автомобилей.

«Клиенты затаились, поэтому снижение цен в любом случае не сможет вернуть спрос на прежний уровень», - уверен коммерческий директор Volvo Car Russia Максим Виноградов. Одновременно он сомневается, что предложение упрощенных комплектаций сможет двинуть продажи вверх. «Клиенты стали более рациональными и требовательными к оборудованию, составу опций, а также к мощности и экологичности моторов. Поэтому они стараются либо купить автомобиль классом ниже, но с хорошим оборудованием, либо привлечь кредит и купить авто в хорошей комплектации. Кроме того, при перепродаже подержанного автомобиля на вторичном рынке «упрощенные» автомобили пользуются меньшим спросом, а это потеря продажной стоимости для владельца», - отметил эксперт.

«Бороться с общей тенденцией рынка очень сложно, - признает руководитель марки SKODA в России Любомир Найман. - Здесь нужен гибкий подход и оперативная реакция на любые изменения». Впрочем, VGR намерен придерживается выполнения своей инвестиционной программы - продолжается строительство завода по производству двигателей в Калуге и склада запасных частей в Московской области, открытие которых запланировано на 2015 год.

Тем временем некоторые автопроизводители запустили в России собственные программы утилизации — не дожидаясь, когда правительство раскачается и возобновит действие соответствующей госпрограммы. По данным «Ведомостей», на такой шаг пошли «АвтоВАЗ», КАМАЗ, ГАЗ, «Соллерс», PSA Peugeot и Ford Sollers. В ряде дилерских центров уже соглашаются принять старый автомобиль в зачет, предлагая «бонус» в размере 40 тыс. руб.

Подписать соответствующее постановление правительства планировалось еще с 1 сентября, но этого до сих пор не произошло. В результате в ряде дилерских центров на вопрос о действиях программы разводят руками и говорят, что ожидают разъяснений. Но пока какие-либо скидки в связи с этим не предлагают.

Владислав Кузьмичев