Санкции: игра на вылет

Противостояние с Западом постепенно сталкивает экономику России в пучину кризиса. То там, то здесь появляются признаки надвигающегося шторма. Эксперты называют несколько наиболее уязвимых отраслей.

Санкционная война с Западом постепенно сталкивает экономику России в пучину кризиса. То там, то здесь появляются признаки надвигающегося шторма.

Первой жертвой охлаждения отношений стал туристический бизнес. Конечно, в отрасли хватало своих проблем, но одной из причин кризиса стал запрет на выезд силовиков и госслужащих за границу. С точки зрения развития отечественных курортов это решение, возможно, и было верным - ведь часть «невыездных» граждан устремилась в отели и пансионаты на территории России. Однако туроператоры, ориентированные на внешний туризм, лишились значительной доли прибыли. Ну а то, что при банкротстве компаний пострадали еще и ни в чем не повинные граждане, в очередной раз продемонстрировало неготовность государства лечить болезни экономики до их перехода в острую фазу.

Следуя развитию логики кризисов, следующим слабым звеном может стать страховой рынок. Более того, как заявил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов, процесс банкротств страховых компаний уже запущен, и его пик ожидается в течение 1-2 кварталов.

Пока, правда, далеко не все эксперты разделяют это мнение. Как отметил в интервью «Росбалту» вице-президент ТПП Дмитрий Курочкин, общий объем рынка страховых услуг в России составляет примерно триллион рублей, и по текущему году прогнозируется довольно уверенный рост — на уровне 10%. «Безусловно, есть проблемы с перестрахованием, особенно касательно внешних факторов, и есть проблемы по ОСАГО в Крыму. Что касается проблемных фирм, которые портят картину на рынке, то сейчас ЦБ проводит очень большую работу, проводит корректировку системы бухучета. Планируется очищение рынка от слабых страховых компаний и улучшение общей ситуации. Озабоченность есть, но я бы не сказал, что здесь следует ждать кризиса», - заявил эксперт.

Другие опрошенные «Росбалтом» эксперты предрекают тяжелые времена в иных секторах экономики. Так, управляющий партнер компании «ФОК» Моисей Фурщик сомневается, что страхование окажется самой уязвимой отраслью, поскольку оно сконцентрировано на местном рынке и большую долю сборов получает от обязательного страхования. «Более вероятны проблемы в банковском секторе, где, помимо ограничения доступа к мировым рынкам капитала, могут начаться массовые невозвраты кредитов», - заявил он «Росбалту». Также, по его оценке, сложная ситуация будет наблюдаться в электроэнергетике, где вероятен кризис неплатежей и спад потребления на фоне ограничения тарифов и довольно высокой закредитованности многих предприятий отрасли. Серьезные трудности могут быть и в транспортном секторе, где в случае кризиса произойдет падение перевозок, уверен Фурщик.

С ним отчасти согласен аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. По его мнению, после туристической сферы щупальца кризиса потянутся к российским авиакомпаниям, расходы которых за лизинг самолетов (все сделки — в валюте) увеличатся, а это неминуемо приведет к подорожанию билетов (и, видимо, дальнейшему ограничению и так ослабленного после санкций спроса на зарубежные вояжи). По оценке аналитика, доля лизингового платежа в стоимости билета составляет примерно 15%, следовательно, девальвация рубля может увеличить цену билета на 200–400 руб. «При продолжении падения рубля мы не исключаем, что часть авиакомпаний обанкротится или уйдет с рынка, - заявил он «Росбалту. - Безусловно, страховые компании также подвержены системному кризису. Но, в то же время, мы полагаем, что пятерка крупнейших страховщиков сможет при оптимизации расходов пройти кризисные явления и остаться на рынке».

Эксперт считает, что Россия стала заложницей обстоятельств. Повлиять на цены на нефть мы не можем, а отмена санкций — процесс длительный, и ограничительные меры со стороны ЕС и США еще долго будут оказывать влияние на российскую экономику.

В нынешней ситуации настораживает то, что, помимо продовольственных санкций, которые, конечно, нанесли некоторый ущерб Европе и США, но в неменьшей степени ударили и по населению России, власти почти не предпринимают активных антикризисных действий. «Создается впечатление, что абсолютные и безграничные надежды возлагаются на имеющиеся финансовые резервы. Но они не так уж велики, чтобы спасти от любых потрясений. К тому же их уже и начали активно распределять», - отметил Моисей Фурщик.

Владислав Кузьмичев


Ранее на тему СМИ: Tez Tour сократит зимнюю туристическую программу

Цена нефти Urals снизилась с начала года почти на $3

Цена нефти Brent растет, стоимость WTI снижается