Posted 8 октября 2014,, 14:06

Published 8 октября 2014,, 14:06

Modified 31 марта, 11:13

Updated 31 марта, 11:13

Российские чиновники ссорятся из-за санкций

8 октября 2014, 14:06
Напряженность во власти из-за явного ухудшения ситуации в экономике, похоже, начинает прорываться в публичную сферу. Спикер Совфеда раскритиковала работу Минэкономразвития, предложив «включать мозги».

Напряженность во власти из-за явного ухудшения ситуации в экономике, похоже, начинает прорываться в публичную сферу. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко раскритиковала работу Минэкономразвития, предложив «включать мозги».

Недовольство главы Совета Федерации вызвало качество прогнозов социально-экономического развития России, которые готовит ведомство Алексея Улюкаева. «Такое впечатление, что Минэкономразвития просто констатирует ситуацию, и очевидно, что что-то в правительстве не так», - заявила Матвиенко, сравнив оценки главного экономического ведомства страны с прогнозами погоды. Спикер дала указание подготовить специальные парламентские слушания, которые помогли бы выяснить, какие конкретные меры министерство предпринимает или планирует принять для того, чтобы повысить темпы экономического роста. Ресурсы и резервы для этого есть, полагает она.

Подобные претензии в адрес министерства звучат уже не первый раз. Правда, критики Минэкономразвития забывают, что это уже давно не Госплан, и функции «руления» различными отраслями экономики разделены между несколькими ведомствами. Особенно ярко ощущение бездействия властей стало проявляться в условиях санкционной войны с Западом, когда вместо масштабных программ по переформатированию экономики российские экономические ведомства стали оглашать свои прогнозы, представляя общественности все более ужасные последствия падения цен на нефть и западных санкций. Это действительно создало впечатление, что у властей пока нет понимания, как России нужно бороться за свое место под солнцем в новых условиях.

Практически сразу после слов Матвиенко представители Минэкономразвития напомнили журналистам, что прогноз развития на 2014-2016 годы разрабатывался в сложной обстановке. Действительно, вряд ли кто-то в 2013 году мог предположить, что буквально через несколько месяцев наша страна так радикально изменится. Добавится огромная территория, а международное сотрудничество будет ограничено. Возникнут реальные трудности с перекредитованием у компаний, и им придется срочно искать новых партнеров на Востоке. Запрет на поставки западного продовольствия вообще представить себе было очень трудно, хотя знающие люди утверждают, что почва для постепенной замены многих продуктов питания из Европы и США готовилась уже давно.

Что же касается прогноза Минэкономики, то, в соответствии с законом, он корректируется 2 раза в год, поскольку основывается на актуальных данных. «Нынешний прогноз действительно является реалистичным, напряженным, но мы рассчитываем на то, что ряд мер, которые содержатся в плане действий правительства, будет приносить свои результаты. Представления, заложенные в прогноз на 2015-2017 годы, создают возможность для обеспечения сбалансированности бюджета, для обеспечения устойчивости всей макроэкономической ситуации, что позволяет выполнить наши базовые обязательства без нарушения устойчивости этой конструкции», - отметил Улюкаев.

Кстати, сам чиновник, выступая сегодня в парламенте, сообщил, что готов поменяться местами с Германом Грефом, если тот захочет вернуться во власть. Именно Греф был фактически создателем Минэкономразвития в его нынешнем виде, а сейчас периодически критикует власти, уже будучи президентом Сбербанка.

Некоторые опрошенные «Росбалтом» эксперты, между тем, не исключают, что российским властям придется пересматривать свои планы еще раз. «Нефтяному фактору сложно противопоставить прогнозы, поэтому ожидаем новые корректировки с учетом нескольких вариантов развития ситуации на рынке, так как запланированная средняя стоимость в $100 за баррель выглядит слишком высокой», - заявила аналитик Lionstone investment Services Яна Трубникова.

Глава аналитического департамента рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Александр Овчинников считает, что ситуация, с которой столкнулись новое руководство Минэкономразвитя и Банк России, оказалась совершенно нетривиальной в силу произошедших изменений. «Конечно, замедление темпов роста экономики произошло не вчера и связано с отсутствием структурных преобразований: проблема отхода от сырьевой модели обсуждалась множество раз, но все попытки были оставлены еще до смены руководства Минэкономразвития и Банка России. Наряду с экономическим блоком администрации и Министерством финансов, Минэкономразвития входит в единый контур, однако роль или его ответственность все же не стоит преувеличивать», - заявил он.

Аналитик "Альпари" Дарья Желаннова напомнила, что программа экономического развития в России есть, и она включает в себя, помимо прочего, реализацию крупных инфраструктурных проектов — реконструкцию БАМа, Транссиба, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, что должно обеспечить приток инвестиций в основной капитал. «Однако не стоит забывать о том, что все планы придется корректировать в зависимости от внешней конъюнктуры, которая пока играет не в пользу бурного экономического роста в России», - отметила эксперт. По ее оценке, экономике сейчас помогло бы более доступное кредитование. Однако последние шаги ЦБ (например, повышение ключевой ставки) направлены на борьбу с инфляцией и не оказывают поддержки экономическому росту.

Александр Овчинников уверен, что России необходимо возвращаться к вопросу структурных реформ как основе долгосрочной стабильности и устойчивости к внешним шокам. «В кратко- и среднесрочной перспективе экономику РФ в определенной мере могут поддержать импортозамещение и ослабление рубля. В том случае, если это будет поддержано ростом инвестиций на внутреннем рынке на фоне геополитической напряженности и рисков инвестирования за рубежом, позитивный эффект будет иметь более долгосрочный характер», - считает он. Эксперт уверен, что сейчас нет оснований ввводить элементы мобилизационной экономики (подробнее об этом читайте здесь): у страны есть база для повышения собственной конкурентоспособности, и изоляционизм по северокорейской модели ей ни к чему.

Владислав Кузьмичев