Деофшоризация: своевременно, но бесполезно

Идея создать механизм, который помог бы вернуть в Россию деньги из офшоров, вызвана проблемами с наполнением бюджета. Скорее всего, эта попытка окажется неэффективной, полагают эксперты.


Идея перекрыть каналы вывода российских денег за границу витает в нашей стране давно, но попытки ее законодательного оформления каждый раз спускались на тормозах. В последний раз дискуссию на эту тему среди российской элиты инициировал Владимир Путин. Выступая в декабре 2013 года с посланием Федеральному собранию, он фактически призвал к деофшоризации российской экономики.
«Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять», - заявил тогда Путин.

Спустя почти год созданием указанной системы озаботились в Государственной думе. Законопроект, направленный на возвращение в российский бюджет денег, выведенных в офшоры, на этой неделе внесен на рассмотрение Госдумы представителями всех четырех парламентских фракций.

Документ создает законодательную базу для выявления тех коммерческих структур, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но находятся под фактическим контролем российских юридических или физических лиц. В отношении них вводятся понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».

Эта инициатива похожа на комбинацию ранее созданных при участии Госдумы принудительных механизмов, которые используются в законах об иностранных агентах и о необходимости добровольно заявлять о наличии второго гражданства. Во-первых, как и в отношении НКО, коммерческим структурам можно будет присваивать некий особый статус – в данном случае, не «иностранный агент», а «контролируемая компания». Во-вторых, владельцев офшоров, так же, как и обладателей вторых паспортов, принуждают самостоятельно «заявить на себя» государству.

При этом схожим образом прописана ответственность за несоблюдение закона: система штрафов и возможность принудительного признания «контролирующим лицом» по решению суда.

Похоже, что депутаты решили попробовать добиться деофшоризации России всерьез, и одними разговорами на этот раз дело не обойдется. Как полагают эксперты, внесенный в Госдуму законопроект будет принят оперативно - еще до декабря текущего года, когда Владимир Путин может выступить с очередным посланием парламенту. Кроме того, медлить не позволяет и острота беспрецедентного за последнюю четверть века противостояния России и Запада, сопровождающаяся внешними санкциями и внутренним экономическим кризисом.

Тем не менее, возникает вопрос: что стало причиной появления этого законопроекта именно сейчас - реальные потребности российской экономики или же это ситуативный ответ на конфликт с Западом? У экспертов, опрошенных «Росбалтом», так же нет единства мнений по этому поводу, как и в ответе на вопрос, пользу или вред принесет стране такой закон в случае его принятия.

По мнению экс-министра труда РФ Павла Кудюкина, попытка деофшоризации российской экономики вызвана объективными причинами. По его словам, проблема увода средств от налогообложения внутри страны есть не только в развивающихся, но и в развитых экономиках. «Когда имеется возможность выводить значительную часть доходов из-под национального налогообложения, это очень серьезная проблема для бюджета каждой страны», - подчеркнул Кудюкин.

Тот факт, что этот вопрос остро поставлен именно сейчас, не связан непосредственно с санкциями Запада против России, или ответными шагами российского руководства, сказал эксперт. Он напомнил, что «большая часть офшоров находится не в странах Евросоюза и не в США или Канаде, причем часто офшоры - это очень специфические территории, нередко зависимые, но в Евросоюз не входящие, как, например, Британские Виргинские острова».

Так что, по словам Кудюкина, появление законопроекта объясняется «нынешними проблемами с российским бюджетом, который из-за экономического кризиса пополняется с большим трудом».

«В проекте закона о деофшоризации больше политики», - полагает, в свою очередь, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. «В современном глобальном мире, от которого нам никуда не деться, офшоры есть всегда, в любой стране. В том числе, и в США, и в Европе. Вопрос в формах, и размерах вывода денег в такие зоны», - отметил Гонтмахер. По его словам, «для России проблема не в том, что есть офшоры, а в том, что люди туда выводят слишком много денег».

Соглашаясь с тем, что причиной появления законопроекта стало то объективное обстоятельство, что Российской Федерации «реально нужны деньги, с которыми сейчас большая проблема», и что это «попытка задержать бюджетные деньги в РФ», Гонтмахер, тем не менее, считает, что эта инициатива вызвана к жизни больше внутриполитическими, нежели экономическими причинами.

При этом эксперт прогнозирует, что, будучи принятым, этот закон, скорее всего, окажется неэффективным. «Конечно, деньги должны быть в России, поскольку слишком много сейчас их уходит в офшоры, но так это не делается. С одной стороны, призывают к деофшоризации, а с другой, повышают налоги, усиливают административное давление на бизнес, арестовывают Евтушенкова». Этот, как считает Гонтмахер, «перевешивает призывы к патриотизму и вкладыванию денег в Россию».

Закон о деофшоризации экономики, по прогнозу эксперта, «скорее всего, будет относиться к разряду бесполезных и бездействующих». «Тем более, что возможности увода денег из России все равно останутся, если только не введут совсем уже драконовские меры в советском духе по перекрытию каналов их вывода за границу», - полагает Гонтмахер.

Александр Желенин


Ранее на тему СМИ: Путин обратится с посланием к Федеральному собранию 4 декабря

Офшорам показали кнут

Законопроект о деофшоризации прошел первое чтение в Госдуме