Posted 24 октября 2014,, 10:25

Published 24 октября 2014,, 10:25

Modified 31 марта, 10:58

Updated 31 марта, 10:58

Кто заплатит за кредиты непрофильных активов УВЗ?

24 октября 2014, 10:25
Госкомпания «Уралвагонзавод» продолжает занимать деньги у государственных банков на поддержку предприятий, ей не принадлежащих, сообщают СМИ.

Директор ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олег Сиенко заявил о намерении реструктуризировать долги угольной компании "Заречная" в Кемеровской области на сумму около 45 млрд рублей.

Механизм реструктуризации нигде не освещается. Однако, по данным СМИ, ее планируется осуществить за счет привлечения под гарантии УВЗ новых кредитов государственных банков. В частности, от источников, близких к УВЗ, поступает информация, что долги «Заречной» перед Сбербанком, которые могут достигать 8 млрд рублей, предполагается переуступить «УВЗ-Логистик», которую, в свою очередь, прокредитует Газпромбанк. Причем дисконт при выкупе долга у Сбербанка может составить 50%. В самом Газпромбанке на эту тему пока никаких официальных заявлений не делали.

Незадолго до этого, 25 сентября, УВЗ получил адресный кредит в 1,2 млрд рублей в Связь-банке на «развитие и погашение долгов перед бюджетом», аккумулированных Юргинским машиностроительным заводом («Юрмаш»), который входит в структуру «Заречной». Пойти на этот заем Сиенко вынудил публичный конфликт с губернатором Кемеровской области: Аман Тулеев заявил, что просит правоохранительные органы возбудить уголовные дела в отношении менеджмента УВЗ, усилиями которых «Юрмаш» накопил долгов перед региональным бюджетом почти на полмиллиарда рублей.

Между тем, акционеры уже более года оспаривают в судах различной юрисдикции права собственности на активы «Заречной», объединяющей несколько кемеровских угледобывающих предприятий и «Юрмаш». Акционерный конфликт длится несколько лет, но полтора года назад «УВЗ-логистик» заявил о приобретении угольных активов и высадил на них свой управленческий «десант», взяв тем самым под полный операционный контроль.

Однако де-юре активы так и не перешли в собственность «УВЗ-логистик». В конце августа 2014 года Седьмой арбитражный апелляционный суд России фактически отменил сделки, благодаря которым в прошлом году структуры УВЗ приобрели контроль над «Заречной». Что неудивительно: на любые действия с активами «Заречной» наложен запрет международных судов, и СМИ неоднократно писали о сомнительности и непрозрачности сделки этой «дочки» УВЗ - учитывая, к тому же, что на 50% «УВЗ-логистик» принадлежит частным лицам через офшорные компании.

За время, прошедшее с того момента, как предприятие перешло по контроль «УВЗ-логистик», его финансовые дела только ухудшились. Сегодня «Заречная» находится практически в предбанкротном состоянии – долги угольного холдинга, согласно отчетности второго квартала, составляют около миллиарда долларов. Из них 17 млрд рублей – долг Газпромбанку, и 6 млрд рублей - Сбербанку.

В то же время, по данным официальной отчетности самого УВЗ за II квартал 2014 года, обязательства госкорпорации, возникшие в результате поручительства за третьи лица (как в случае «Заречной»), составляют около 98,3 млрд рублей. Эти так называемые «забалансовые обязательства» формируют 97,8% всех долгов самого УВЗ. В случае возникновения проблем у активов, за которые поручился УВЗ, права требований могут перейти на эту госкомпанию.

На этом фоне напрашивается вопрос: насколько госбанки готовы участвовать в реструктуризации долгов предприятия, которое находится в предбанкротном состоянии и по которому до сих пор остается непонятным, кто и на каком основании должен определять его дальнейшую судьбу?

Если государственные банки продолжат выдавать кредиты непрофильным угольным активам УВЗ, не исключено, что в итоге «гасить» эти долги придется налогоплательщикам.

Андрей Михайлов