Posted 17 ноября 2014,, 08:39

Published 17 ноября 2014,, 08:39

Modified 31 марта, 10:40

Updated 31 марта, 10:40

Офшорный фрахт

17 ноября 2014, 08:39
Все чаще интерес к программам госфинансирования проявляют перевозчики - для модернизации логистических центров, обновления парков транспортных средств и увеличения заказов на свои услуги. Однако у некоторых из них «своеобразная репутация», сообщают СМИ.

Модернизация транспортной инфраструктуры – важная составляющая роста экономики государства. В России ей уделяется большое внимание, что отражено в федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Общий объем финансирования мероприятий ФЦП на сегодня составляет около 11,7 трлн руб. Программа подразумевает множество проектов, начиная с развития автодорог и заканчивая строительством высокоскоростных железнодорожных магистралей. Многие ключевые субъекты и исполнители ФЦП известны, однако в последнее время на первый план выходят и те структуры, которые, казалось бы, имеют опосредованное отношение к транспортной инфраструктуре. Все чаще интерес к программам госфинансирования проявляют перевозчики, заинтересованные в модернизации существующих логистических центров и появлении новых, обновлении парков транспортных средств и, естественно, в увеличении заказов на свои услуги.

Но сегодня, в условиях сокращения бюджетного финансирования, немногие из них могут рассчитывать на изрядный кусок казенного пирога. А некоторые прилагают усилия, чтобы обратить внимание государства на себя. Как сообщал Интерфакс (12.09.14), недавно с помпой, в присутствии вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, ОАО «Совфрахт» (группа компаний «Совфрахт–Совмортранс») подписало со структурным подразделением CNRG Group всего лишь протокол о намерении построить серию барже-буксирных составов на производственных мощностях судозавода «Лотос» и Астраханского судостроительного производственного объединения. Однако попытки таким образом умаслить государство могут оказаться несостоятельными в силу своеобразной репутации «Совфрахта», который контролирует генеральный директор ООО «Управляющая компания «Совфрахт» Дмитрий Пурим.

Семейный бизнес

Старейшая, когда-то государственная компания «Совфрахт», в советское время обладавшая монопольным правом на перевозку грузов и агентирование судов в отечественных и зарубежных портах, в этом году отмечает 85-летие. Сегодня, проанализировав деловую документацию, одной из ее отличительных особенностей можно назвать, по сути, офшорную структуру собственности. Согласно размещенному на сайте компании списку аффилированных лиц, владельцем контрольного пакета акций ОАО «Совфрахт» выступает ООО «Транскапитал», при этом 35% акций принадлежит «АйПиФьюжн Лимитед», зарегистрированному на Кипре, и еще 7% – офшору «Сизерт Лимитед» с Британских Виргинских островов. Всего же список аффилированных лиц насчитывает 46 позиций, среди которых есть и «дочки» компании, и члены совета директоров и правления, в том числе трое с фамилией Пурим – сам Дмитрий Юрьевич, Константин Юрьевич и Александр Дмитриевич.

Деятельность компании характеризуют непростая схема владения бизнесом, перекрестное кредитование между структурами, входящими в группу, – такой вывод можно сделать, проанализировав отчет «Совфрахта» за 2013 год. В документе также говорится, что прибыль, полученная в прошлом году, упала по сравнению с 2012 годом примерно в два раза. Притом что компания позиционирует себя одним из ведущих российских транспортных операторов, ее чистая прибыль едва превысила 26 млн руб. при выручке более 13,5 млрд. И надо учитывать, что эти цифры значатся в отчете, однако, каковы они могут быть с учетом офшорных особенностей компании, сказать сложно. При этом, как можно понять, УК «Совфрахт» получило вознаграждение за управление в сумме около 61 млн руб.

Фамильные тайны

Непрозрачная деятельность, перепродажа товаров или услуг аффилированным посредникам и разветвленная офшорная структура – излюбленные приемы, которыми пользуются некоторые отечественные компании для ухода от налогообложения. О возможной причастности к похожим операциям «Совфрахта» СМИ уже сообщали. Как писал «Коммерсант» (21.08.12), несколько лет назад «Совфрахт» фигурировал в разбирательствах ТНК-ВР со своим экс-менеджером Игорем Лазуренко, которого обвиняли в организации «мошеннических схем». Издание сообщало, как Лазуренко вел переговоры с группой Пурима о выплате миллионов долларов за получение выгодных контрактов на перевозку грузов ТНК-ВР, а «Ведомости» (22.08.12) даже сообщали, что глава совета директоров компании рассказал, как она «заплатила Лазуренко в общей сложности 5 млн долл.».

Как сообщали «Ведомости», в другом «коррупционном скандале» крупнейшая международная нефтегазовая корпорация Shell обвиняла своего бывшего трейдера Евгения Тихонова, наоборот, в подкупе акционеров «Совфрахта» с целью снижения стоимости железнодорожных перевозок. Как писала деловая газета «Маркер» (28.06.10), Тихонов заявлял, что некий офшор

T Capital Ltd «был создан в пользу акционера «Совфрахта» Александра Иванова». Также Тихонов, как пишет «Маркер», намекал, что первая буква в наименовании «прокладки» имела отношение вовсе не к нему, а что «за этим инициалом скрывается семья Чигиринских», чья фамилия латинскими буквами пишется как Tchigirinsky. Электронная газета «Век» (01.12.11) писала, что сын Шалвы Чигиринского Вадим одно время «перешел на работу» в «Совфрахт», с которым у отца были партнерские отношения. В 2005 году, как пишет издание, компания «Совфрахт»… заключила контракт с Sibir Energy, около 46% которой в тот момент контролировали структуры Чигиринского, на полное логистическое обслуживание Московского НПЗ».

Во время расследования дела Тихонова попутно СМИ была обнародована еще одна схема, которую СМИ посчитали отмыванием денег. Как сообщал «Век» со ссылкой на латвийскую газету Diena Business, по ней «Иванов выводил денежные средства из России через подконтрольные ему компании Sotra Logistic Ltd. и Worldwide Transport, Shipping and Managient SA, зарегистрированные на Британских Виргинских островах». Газета писала, что «Совфрахт» перепродавал права на транспортировку грузов этим фирмам. «По данным издания, в Латвии контрагентом г-на Иванова выступал владелец компании Comsail Ltd. Артис Хартманис, который… был контрагентом и Чигиринского», – отмечает «Век», цитируя СМИ Латвии.

ПОДследствия

В 2011 году латвийские власти объявили Артиса Хартманиса в международный розыск, сообщило ИА «Росбалт» (29.11.11). По данным агентства, через Comsail Ltd. из России было выведено 280 млн долл. За год до этого в отставку был отправлен глава Управления разведки латвийского Бюро по защите Конституции Айгар Борс, как сообщали СМИ, его супруга «была деловым партнером Хартманиса».

Но если последнему – по некоторым данным, ему, возможно, удалось оказаться в России – было только предъявлено обвинение, то экс-министр имущественных и земельных отношений Астраханской области Нина Попова так и не смогла избежать наказания за действия, выгоду от которых получил «Совфрахт». В 2012 году Кировский районный суд города Астрахани приговорил ее к четырем годам условно. Она была признана виновной в превышении должностных полномочий. «Коммерсант» (10.07.09) сообщал, что чиновница в 2006 году, по сути, помогла «Совфрахту» получить контроль над Астраханским морским рыбным портом, а причальная стенка, которую правительство не имело права продавать частной структуре, была сдана «компании в аренду за 3,2 млн руб. при рыночных ставках подобной аренды в 9–14 млн руб.». Получив когда-то, по сути, даром контрольный пакет предприятия, преобразованного в ЗАО «Астраханский морской порт», «Совфрахт», по данным «Интерфакса» (12.09.14), в этом году продал его AEON Corporation Романа Троценко, а выручка порта в 2012 году составила около 64 млн руб.

Сегодня «Совфрахт» регулярно участвует в разбирательствах в арбитражных судах. Судя по данным годового отчета компании, за 2013 год ей пришлось выплатить почти 58 млн руб. штрафов по искам своих контрагентов. Недавно, по имеющейся информации, деятельностью группы и непосредственно Дмитрия Пурима заинтересовался Следственный комитет России. Стало известно также, что глава «Совфрахта» был вызван «на беседу». Если информация подтвердится, то под угрозой расторжения могут оказаться уже действующие контракты с Минобороны РФ на бункеровку топливом и поставку продовольствия, и компания в обозримом будущем вряд ли сможет рассчитывать на участие в развитии транспортной системы.