Posted 10 декабря 2014,, 11:58

Published 10 декабря 2014,, 11:58

Modified 31 марта, 10:18

Updated 31 марта, 10:18

Улюкаев призвал не превращать импортозамещение в кампанейщину

10 декабря 2014, 11:58

МОСКВА, 10 декабря. Глава Минэкономразвития (МЭР) РФ Алексей Улюкаев убежден, что не нужно скатываться в кампанейщину в вопросе импортозамещения, так как оно работает не во всех сферах, а поддерживать необходимо в первую очередь банковскую систему. Об этом он рассуждает в интервью журналу Russian View.

"В базовом сценарии ЦБ просматривается любопытная мысль. Если санкции сохраняются до 2017 года, то экономика адаптируется: откроются азиатские рынки, появится импортозамещение, внутренние источники заимствований, экспорт станет конкурентоспособнее, возобновится рост. Так, может, это действительно хорошо, что сейчас нам плохо? Открылось окно возможностей?", - задался вопросом министр, чьи слова приводит «Финмаркет».

"У каждой медали, как известно, есть две стороны. Позитивная сторона состоит в том, что у отечественных производителей при девальвации снижаются издержки в пересчете на валюту. Появляется возможность выиграть конкуренцию у импорта. И мы видим, что динамика импорта становится более пологой. Мы выигрываем конкуренцию у некоторых стран. Если еще разумно применить политику государственной поддержки - в отношении несырьевого экспорта, инвестиционных проектов, нацеленных на импортозамещение,- это даст хороший потенциал и эффект", - перечислил Улюкаев плюсы импортозамещения в результате девальвации.

"Беда в том, что мы склонны к кампанейщине: мол, давайте теперь везде будем насаждать импортозамещение. Где-то это работает, а где-то - нет. Это инструмент, к которому нужно относиться достаточно критически и рационально. С моей точки зрения, что мы точно должны делать, так это поддерживать нашу банковскую систему. Чтобы банки имели достаточный капитал и давали кредиты конечным заемщикам", - предупредил глава МЭР о рисках планового внедрения импортозамещения во всех сферах.

"Предположить, что снизится рубль и расцветут все индустрии, не совсем правильно. Чтобы это было так, надо иметь большие неиспользованные резервы: мощности, производительные силы, незанятость. У нас же всего 5,3-5,4% незанятого населения и при этом 72% используемых производственных мощностей. Нам инвестиции нужны. А они во многом связаны с импортными технологиями, оборудованием, которые удорожаются со снижением курса. Так что надо быть очень осторожными и внимательными и не думать, что девальвация все наши проблемы решит. Это не так", - сказал министр.

Он напомнил, что изначально для подготовки прогноза и бюджета "мы взяли за основу предположение, что в 2015 году санкционный режим прекращается". "Исходили из простой предпосылки: за основу принимается действующая нормативная база. То есть Европейский совет принял решение на год, значит, формально оно в дальнейшем может не действовать", - объяснил Улюкаев принцип подготовки прогноза в августе.

"Но ведь гипотетически это решение могут продлить. И теперь при расчетах надо исходить из того, как санкционный режим предположительно будет действовать в 2015-м, 2016-м, 2017 годах. Но это уже проблема среднесрочного планирования", - указал глава МЭР.