Posted 2 февраля 2015,, 07:58

Published 2 февраля 2015,, 07:58

Modified 31 января, 02:29

Updated 31 января, 02:29

СМИ: Немецкий бизнес разочаровывается в России

2 февраля 2015, 07:58

МОСКВА, 2 февраля. В деловых кругах Германии растет разочарование в российском рынке. В этих условиях вероятность того, что они усилят давление на правительство для отмены санкций против Москвы, весьма невелика, сообщает DW.

В прошлом месяце Всегерманское объединение специалистов в области логистики - Bundesvereinigung Logistik (BVL) разместило у себя на сайте онлайн-опрос, в рамках решило выяснить у бизнесменов, какой рынок станет для их предприятий менее важным в 2015 году. Участники опроса имели возможность указать сразу несколько регионов. На первом месте с огромным отрывом оказались страны СНГ. 57% опрошенных настроились на падающее значение для их бизнеса России и других постсоветских государств. Второе место - с 27% - заняла Южная Европа, третье - с 20% - Африка.

Подобный опрос BVL провело впервые, поэтому нет возможности сравнить полученные данные с результатами прошлых лет. "Но я прекрасно помню, какая эйфория царила еще 3-4 года назад на отраслевых мероприятиях, посвященных перспективам развития бизнеса с Россией", - рассказала DW пресс-секретарь объединения Ульрике Грюнрок-Керн.

Теперь же в ответе на вопрос "Какой рынок станет для вашего предприятия более важным в 2015 году?" Россию и СНГ назвали лишь 10% респондентов. Основные надежды на рост бизнеса немецкие специалисты по логистике связывают теперь с самой Германией (53%), с Западной и Северной Европой (35%), а также с Центральной и Восточной Европой без СНГ (30%).

Полученные ответы весьма симптоматичны: образ России как быстрорастущего высокодоходного рынка с огромным потенциалом начал меркнуть в глазах немецкого делового сообщества - из-за обвалившегося рубля, начавшейся в российской экономике рецессии и из-за событий вокруг Украины, которые привели к экономическим санкциям ЕС.

О закрытии производств пока речь вроде бы не идет. Но тональность заявлений немецких бизнесменов ощутимо меняется. Так, еще в ноябре 2014 года председатель правления компании Henkel Каспер Рорштед весьма оптимистично отчитывался о ее работе в России. Для этого производителя бытовой химии российский рынок является четвертым по значению в мире, у него в РФ семь предприятий, на которых трудятся около 2,5 тыс. человек.

Но уже в начале января глава наблюдательного совета Henkel Симоне Багель-Тра, представляющая пятое поколение контролирующей компанию семьи Хенкель, в интервью газете Welt am Sonntag выразила озабоченность развитием ситуации в России. До сих пор, отметила она, дела развивались там хорошо, "но так не обязательно будет и впредь".

Из отдельных подобных высказываний постепенно складывается общая картина: деловые круги Германии разочарованы тем, как идут дела в России, и начинают терять интерес к развитию бизнеса на российском направлении. Можно исходить из того, что в течение февраля, когда немецкие акционерные общества будут отчитываться по итогам минувшего квартала и всего 2014 года, список отрезвляющих цифр и пессимистичных оценок относительно российского рынка существенно удлинится.