Posted 9 февраля 2015,, 10:28

Published 9 февраля 2015,, 10:28

Modified 31 марта, 09:29

Updated 31 марта, 09:29

СП: Сметная стоимость космодрома "Восточный" завышена на 13 млрд рублей

9 февраля 2015, 10:28

МОСКВА, 9 февраля. Счетная палата обнаружила, что существующий процесс ценообразования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на 20-45%. Об этом сообщается на сайте ведомства.

"При наличии объективной потребности проведения государственной политики в вопросах ценообразования и сметного нормирования эта функция фактически на сегодня утрачена. Это результат деятельности органов государственной власти на протяжении целого ряда последних лет", - заявил аудитор Юрий Росляк.

Существующий процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков. По мнению ведомства, отсутствует системная и плановая работа Минрегиона и Минстроя в части разработки сметных нормативов на востребованные новые технологии и материалы.

Минстрой России передал реализацию государственной функции разрабатываемых сметных нормативов подведомственному ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве". Разработанные нормативы утверждались Минстроем России путем внесения в федеральный реестр сметных нормативов. Особое внимание в отчете аудиторов уделено деятельности ФЦЦС по разработке и экспертизе новых сметных нормативов. По заявлению проверяющих, во время проведения контрольного мероприятия руководство ФЦЦС препятствовало работе инспекторов и не предоставляло документы в срок. В связи с этим было составлено 5 актов и 1 предписание Счетной палаты. Утвержденная еще Госстроем России в 2012 году без каких-либо законодательных оснований классификация сметных нормативов предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов (индивидуальные нормативы) или даже целых отраслей (отраслевые нормативы).

"Такая процедура обеспечивает избирательный подход и приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20-45%", - пояснил другой аудитор Сергей Агапцов. Сейчас действует более 150 подобных сметных нормативов, характеризующихся направленностью на увеличение стоимости строительства. Данные нормативы регулярно применяются государственными заказчиками и крупными коммерческими организациями с государственным участием, среди которых – ГК "Росатом", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "РЖД" (отраслевые нормативы), а также при реализации таких проектов как, например, научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум", объекты Спецстроя России (индивидуальные нормативы).

Анализ результатов применения индивидуальных нормативов, по оценкам аудиторов, при строительстве объектов космодрома "Восточный" показал увеличение сметной стоимости строительства на 20% (13,2 млрд руб.).

Как отметил Агапцов, ФЦЦС по существу не может осуществлять свою уставную деятельность – в организации нет квалифицированных кадров, утрачены информационные системы и архивы, часть бухгалтерских документов и отчетности. Субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания ФЦЦС не выделялись в период с 2012 по 2014 годы. Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой.

Более того, заключения ФЦЦС по итогам проведенной экспертизы ряда индивидуальных сметных нормативов были подготовлены экспертами-сотрудниками коммерческих организаций, которые фактически и разработали данные нормативы. "Таким образом, государственная функция разработки и экспертизы сметных нормативов отдана фактически на откуп коммерческим структурам", - отметил Агапцов. Установлено, что эти нормативы применяются, в том числе для реконструкции и строительства таких объектов, как: аэропорты, Приморский океанариум во Владивостоке, метрополитены.

Например, сравнительный анализ территориальной сметной нормативной базы Москвы с ФСНБ-2001 показал существенное превышение ряда расценок федеральной базы. Так, например, начальная сметная стоимость строительства участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена от станции "Марьино" до станции "Зябликово" при использовании ФСНБ-2001 составляет 4,1 млрд руб., а при использовании сметной нормативной базы Москвы – 2,1 млрд руб.

Выявлены нарушения допущенные Минстроем России при ведении федерального реестра сметных нормативов. Минстроем России и ФЦЦС не представлены материалы, обосновывающие разработку и применение более 140 сметных нормативов. Обнаружены факты внесения в федеральный реестр 80 нормативов с нарушениями действующих нормативно-правовых актов. В отчете отмечается, что Минстроем России федеральный реестр сметных нормативов не включен в перечень общедоступной информации и не оформлен как государственная информационная система. На официальном сайте Минстроя России некоторые нормативы либо вовсе не размещаются, либо - спустя несколько месяцев со дня их утверждения. Распространением информации по этим нормативам занимается коммерческая структура.

Министерство не представило разъяснения, кто фактически проводит работу по ведению реестра в электронном виде, как и кем обеспечивается его защита от несанкционированного доступа и изменения. На официальном сайте Минстроя России разделы реестра и содержащиеся в них документы не соответствуют классификации, утвержденной приказом Госстроя, что, по мнению аудиторов, свидетельствует о превышении Минстроем России установленных полномочий.

Федеральная сметно-нормативная база разработана и утверждена в 2001 году. Несмотря на корректировки в 2009 и 2014 годах, она не учитывает ряд новых современных механизмов и материалов, обеспечивающих сокращение издержек. Причины выявленных нарушений Минстрой России видит в отсутствии необходимого финансирования. В тоже время установлено, что свободные остатки денежных средств подведомственного учреждения Минстрою России Госэкспертизы на конец 2014 года составляют более 12 млрд руб.

Коллегия решила направить представления Счетной палаты министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ФАУ "Главное управление государственной экспертизы", ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов"; обращения в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу. Отчет о результатах контрольного мероприятия и информацию о его основных итогах - в Госдумц и Совфед. Информационное письмо направлено президенту РФ Владимиру Путину, обращение – в Следственный комитет Российской Федерации.

В конце января 2015 года председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова рассказала о перерасходе средств бюджета, выделенных на строительство космодрома "Восточный" в Амурской области. По мнению Голиковой, чтобы минимизировать любые моменты, связанные с неэффективностью расходов госпомощи, процесс финансирования проблемных секторов экономики, будь то строительство или то-то другое, нужно проводить без бюрократических проволочек. "И мне кажется, что здесь принципиально важным для правительства является создание прозрачных и понятных механизмов использования средств и оперативного доведения их до получателей", — заявила она.