Posted 5 марта 2015,, 06:58

Published 5 марта 2015,, 06:58

Modified 31 марта, 09:08

Updated 31 марта, 09:08

Потемкинская репатриация активов

5 марта 2015, 06:58
Курс на деофшоризацию российской экономики постепенно набирает обороты. Впрочем, некоторые бизнесмены возвращают активы в Россию лишь на страницах СМИ.

Курс на деофшоризацию российской экономики, объявленный президентом Владимиром Путиным, постепенно набирает обороты. Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон, ограничивающий использование офшорных схем для налогового планирования и вывода прибыли за рубеж.

При этом ответственный крупный бизнес начал возвращать капиталы в Россию еще до внесения изменений в законодательство. Так, в прошлом году Алишер Усманов перевел в Россию контрольные пакеты «МегаФона»,«Металлоинвеста» и Mail.ru Group. Судя по сообщениям прессы, активно выводит из офшоров свои компании Виктор Вексельберг. Вернулись в отечественную юрисдикцию ямальские газовые активы АК «АЛРОСА» и «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга.

Логика бизнеса вполне понятна. Сложно игнорировать недвусмысленный и вполне рациональный посыл власти о том, что налоги пора платить в России, а сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов страны необходимо вкладывать в отечественную экономику. К тому же есть и еще один очень весомый для предпринимателей аргумент: правительство в преддверии кризиса дало понять, что ни одна офшорная компания в случае трудностей не получит ни копейки государственной помощи. В нынешних условиях это фактор весьма значительный.

Впрочем, некоторые возвращают активы в Россию лишь на страницах СМИ.

Так, в конце января этого года появились сообщения о том, что одна из нескольких сотен компаний Андрея Мельниченко (основные активы: холдинги «ЕвроХим», «Сибирская угольная энергетическая компания» и «Сибирская генерирующая компания») – ОАО «Кузбассэнерго» - была выведена из офшора. Также сообщалось, что контроль над ней получила СГК.

Однако, согласно данным из открытой базы данных по российским компаниям «Спарк», СГК на 100% принадлежит тому же кипрскому офшору Siberian EnergyInvestments Ltd, из которого якобы вернулся в Россию «Кузбассэнерго». В свою очередь, кипрскую компанию контролирует VOSTOC PTC ltd., находящаяся уже в Гонконге. А единственным бенефициаром гонконгской компании является Мельниченко, который, судя по документам, постоянно проживает в кантоне Санкт-Моритц, Швейцария.

Кстати, еще в июле прошлого года основную холдинговую компанию Мельниченко - «ЕвроХим» - перевели в швейцарский кантон Цуг. Там же обосновался трейдер «ЕвроХима», через которого на Запад продаются российские природные запасы и в котором остается немалая часть прибыли.

Угольный холдинг СУЭК, судя по открытым данным из базы «Спарк», также принадлежит офшору - кипрскому Donalink Ltd.

Объединяет эти активы бизнесмена, по-видимому, общая несложная схема. Благодаря трансфертному ценообразованию, сырье продается «западной» прослойке-трейдеру по минимальной цене, а тот уже перепродает его по рыночной. Прибыль же от этих операций оседает в кантоне Цуг или на Кипре.

Между тем, на днях стало известно, что «Кузбассэнерго» включено в утвержденный правительством список из 199 системообразующих организаций России – то есть тех, которым может быть оказана государственная поддержка для снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений. Таким образом у Мельниченко появляется возможность, с одной стороны, выводить оптимизированную прибыль предприятия на зарубежные счета, а с другой – претендовать на бюджетные деньги.

При этом следует отметить, что за последние годы с предприятиями Мельниченко в России был связан ряд конфликтов и скандалов: темная история со смертельным отравлением людей в Туапсе; проблемы при строительстве Гремячинского ГОКа в Волгоградской области; растущая социальная напряженность на объектах СУЭКа и СГК. Сам же сырьевой олигарх, судя по всему, чувствует себя весьма неплохо: согласно рейтингу Forbes, его личное состояние оценивается в $11,4 млрд. Мельниченко известен своим демонстративно роскошным образом жизни (ему, в частности, помимо самолетов, парусников и многочисленных вилл, принадлежит одна из самых шикарных яхт в мире стоимостью более $300 млн).

Получается, что пока государство разрабатывает антикризисные планы, а простые граждане действительно из последних сил платят налоги, предприимчивые олигархи вроде Мельниченко благодаря нехитрым рокировкам продолжают держать свои активы в теплом офшорном климате и богатеть на торговле ресурсами.

Впрочем, не исключено, что в нынешних условиях этой схемой заинтересуются российские налоговые и правоохранительные органы.

По материалам еженедельника «Аргументы и Факты»