Posted 31 марта 2015,, 15:47

Published 31 марта 2015,, 15:47

Modified 31 марта, 08:44

Updated 31 марта, 08:44

ВШЭ: Розничная торговля в России ушла в рецессию в I квартале

31 марта 2015, 15:47

МОСКВА, 31 марта. Первый квартал 2015 года стал одним из самых сложных периодов для российской розничной торговли. Такой вывод содержится в обзоре центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ).

Как указывают эксперты, многие операционные показатели торгового процесса оказались ниже уровней 2009 года под влиянием ускорения инфляции, снижения реальных располагаемых доходов населения и "сужения зоны потребительского доверия к складывающейся конъюнктуре", сообщает «Финмаркет».

Согласно проведенному исследованию, балансовые значения показателей спроса на реализуемые товары, объема продаж в натуральном выражении, прибыли и ассортимента оказались хуже значений 2009 года, обновив абсолютные минимумы, подчеркивает ВШЭ.

30% опрошенных руководителей розничных компаний отметили снижение спроса в 1-м квартале, более трети - сокращение объема продаж, около 40% - уменьшение прибыли по сравнению с предыдущим кварталом.

Продовольственное эмбарго и оптимизация ассортимента привели к самому масштабному за последние 15 лет сокращению предложения товаров.

В I квартале об увеличении темпов роста цен на реализуемые товары сообщили 60% опрошенных представителей ритейла против 50% в IV квартале. При этом основной вклад в инфляцию оказал продовольственный сегмент, где повышение цен констатировали 70% респондентов (60% в IV квартале). В непродовольственном сегменте о повышении цен сказали 55% опрошенных против 42% в конце прошлого года.

Средний уровень торговой наценки, согласно исследованию, составил 26%. По мнению участников опроса, для возмещения издержек и получения необходимой прибыли средняя наценка должна составлять 40%. Средний уровень наценки по социально значимым продовольственным товарам составил 18% при желаемом уровне в 27%.

За отчетный период на первое место среди факторов, ограничивающих развитие отрасли, вышел недостаточный платежеспособный спрос. Год назад большинство респондентов называли главным ограничивающим фактором высокий уровень налогов.