Posted 27 апреля 2015,, 14:33

Published 27 апреля 2015,, 14:33

Modified 31 марта, 08:20

Updated 31 марта, 08:20

Чем закончится эксперимент с IPO ОВК?

27 апреля 2015, 14:33
Московская биржа опубликовала полную информацию об IPO «Объединенной вагонной компании». ОВК планирует разместить 14% акций по 650-750 руб. за ценную бумагу, что делает IPO интересным для широкого круга инвесторов.

Московская биржа опубликовала полную информацию об IPO «Объединенной вагонной компании» (ОВК), которое состоится 29 апреля. Компания планирует разместить 14% акций в диапазоне 650-750 руб. за ценную бумагу, что, естественно, делает IPO интересным для самого широкого круга инвесторов. Почему компания решила выбрать путь привлечения средств через размещение на бирже, удачное ли сейчас для этого время и насколько выгодным может оказаться вложение в ее акции для инвесторов?

О том, что ОВК собирается размещать свои акции и делать это на Московской бирже, стало известно в апреле текущего года. Недавно руководство компании открыло серию встреч с инвесторами, которые продлятся до 28 апреля, а на сайте биржи появилась презентация, в которой раскрываются подробности IPO.

Корпорация ОВК (входит в группу ИСТ Александра Несиса) занимает второе место на рынке железнодорожных компаний, а по производству инновационных вагонов находится в российских лидерах. Она была создана в 2012 году и управляет железнодорожным холдингом, в состав которого входят Тихвинский вагоностроительный завод, НПЦ «Пружина», транспортная компания «Восток1520», лизинговые компании, объединенные под брендом RAIL1520, и Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий. Объем производства в 2014 году достиг 9,6 тыс. вагонов (рост с 2012 года – 171%), парк вагонов под управлением вырос с 2012-го на 83% и составил 19 тыс. единиц. Выручка в 2014-м – 17,1 млрд руб.

Эксперты отрасли относятся к этим успехам осторожно. Вагоны у ОВК, наверное, неплохие, вопрос лишь в их цене, - отмечает гендиректор ЗАО «Русагротранс» Михаил Онофрийчук. По словам эксперта, эти вагоны нельзя назвать дешевыми, и та цена, которую ОВК хочет получить за них, естественно, ляжет на отправителя. «Соответственно, возникает вопрос - выгодно ли это грузоотправителю? Выгоден ли грузоотправителю инновационный вагон ОВК, или выгодно перевести тонну груза из пункта А в пункт Б за минимальные деньги с максимальной сохранностью, с высоким уровнем безопасности? Это совсем другая история, очень сложносочиненная и непростая», - говорит эксперт.

Избранная ОВК для своего развития бизнес-модель оказалась совсем новой и еще не апробированной в отечественных условиях, полагает эксперт. «Насколько эффективна или неэффективна система продаж через аффилированных лиц - сказать сложно. То, что они пытаются выстроить вертикально интегрированную цепь услуг, начиная от поставки вагонов и заканчивая оперированием собственным парком вагонов, через компанию "Восток 1520", думаю, имеет как очевидные преимущества, так и очевидные недостатки для самой компании ОВК. Если они позиционируют себя как производитель, то, видимо, могут быть интересны тем, кто заинтересован в их вагонах. Если они позиционируют себя как компанию-оператор, то, очевидно, они становятся конкурентами другим компаниям- операторам. Схема продаж их услуг в этом смысле имеет и преимущества, и недостатки», - продолжает Онофрийчук.

Разделяет это мнение и замгендиректора «Уралвагонзавода» Андрей Шленский. По его словам, ОВК ведет бизнес по собственной бизнес-схеме, которой до этого на данном рынке не было. «Такая схема опробуется впервые, когда вместе и банк, и завод, и лизинговая компания, и оператор, и еще сервис туда хотят включить. Наверное, в этом могут быть свои плюсы и минусы, но, так или иначе, для инвесторов такая схема выглядит как минимум неопробованной», - заявил Шленский.

Как следует из презентации, разместить на бирже по открытой подписке ОВК планирует 14% акций, из которых 5,56 млн акций дополнительной эмиссии. На рынке заимствований эта компания – не новичок. И, невзирая на свою относительно небольшую историю, уже имеет опыт по привлечению значительных финансовых ресурсов. Так, в декабре 2013 года компания «ОВК Финанс» (входит в группу компаний ОВК) разместила облигации 1-й серии на 15 млрд руб., а в сентябре 2014 года - биржевые облигации на 15 млрд руб.

Очередным шагом взаимодействия с инвесторами и стало решение об IPO. Размещение акций на бирже и выход компании в публичное поле – одна из возможностей привлечения финансирования наряду с банковскими кредитами и размещением облигаций. Процентные ставки, по которым занимают банки, сейчас далеко не самые привлекательные. Впрочем, и размещение бюджетным занятием не является. Компании приходится оплачивать услуги многочисленных партнеров.

Тем не менее, стратегически расходы могут и оправдаться. Во-первых, сам выход на биржу считается показателем того, что компания достигла определенного уровня. Во-вторых, после выхода в публичное поле появляется больше возможностей для привлечения финансовых ресурсов. Кстати, в самой компании акцент делают именно на этом. Как подчеркнул в недавнем интервью газете «Ведомости» генеральный директор ОВК Роман Савушкин, статус публичной компании расширит возможности ОВК для привлечения более дешевого финансирования в дальнейшем.

Любое IPO стоит на трех китах – время, место, цена. Что касается времени, то это самый спорный вопрос на рынке первичных размещений. Конечно, в классическом понимании лучше всего выходить на рынок, когда он находится на подъеме, мировые финансы - в хорошей форме, у инвесторов много свободных денег и есть настроение поэкспериментировать с разными бумагами. Но такие периоды случаются не так часто.

«Сейчас вообще выходить на IPO рискованно. Если у ОВК получится, это станет положительным трендом, но в целом сейчас в России инвестиционный климат запретительный, - отмечает Андрей Шленский. - Берем ставки – ни один легальный бизнес такую ставку не выдерживает. Если мы говорим о сфере реального производства, машиностроении, перевозках – вряд ли кто-то может выдержать такую ставку. Поэтому и инвестиций сейчас не так много. Проблема в том, что мы находимся на переломе рынка, и от самой ОВК сейчас вообще ничего не зависит. Как бы ни прошло IPO, в настоящее время активно идут процессы консолидации операторов и тарифного регулирования, что в принципе может резко поменять ландшафт на рынке лизинговых операций, оперирования и производственных мощностей».

Местом размещения ОВК выбрало Московскую биржу, хотя ранее акционер группы ИСТ Александр Несис в интервью Bloomberg говорил о намерении провести IPO в Лондоне. Почему компания поменяла решение? ОВК явно рассчитывает на локальных клиентов, учитывая открытую подписку и диапазон размещения. Вероятно, это связано с тем, что сама компания больше рассчитана на рублевую зону, если судить по заказчикам. Кроме того, вопреки принятому мнению, размещение внутри страны не менее выгодно, чем на зарубежных площадках. По оценкам, объем размещений ценных бумаг (первичных и вторичных) за последние три года давал прирост приблизительно 50% в год, притом что более 40% их проходило в России.

Однако даже с учетом этих данных эксперты призывают к осторожности. Дело в том, что ОВК широко использует в своей бизнес-деятельности нерыночные механизмы, отмечают СМИ. Что для компании, акции которой котируются на рынке, создает вполне конкретные проблемы.

В частности, большую роль в выстроенной ОВК бизнес-схеме сейчас играет господдержка. Это и финансирование строительства завода, и погашение процентов по кредитам, и помощь при покупке инновационных вагонов лизинговой компанией, и серьезные тарифные скидки, предоставленные компании Минстрансом и РЖД. В результате всех этих мер ОВК окупается и даже может показывать прибыль. Но по самой своей сути господдержка не может быть вечной, и рано или поздно она закончится. Насколько эффективной окажется после этого работа «Объединенной вагонной компании», в какую сторону и насколько изменятся ее результаты – пока остается вопросом. И этот вопрос не может не заставлять инвесторов задуматься.

Добавим, что в случае с ОВК господдержка представляет собой очень серьезный финансовый поток, который на данный момент оздоравливает и поддерживает компанию. Если его убрать, то не могут не возникнуть и определенные риски для инвесторов, вложившихся в эти акции. Поэтому проводимое «Объединенной вагонной компанией» IPO можно считать в какой-то степени экспериментом, имеющим большое значение для инвестклимата в транспортной отрасли в целом и в железнодорожном секторе в частности.