Posted 25 мая 2015,, 15:00

Published 25 мая 2015,, 15:00

Modified 31 марта, 07:57

Updated 31 марта, 07:57

Зачем «Трансаэро» переписала отчетность

25 мая 2015, 15:00
Авиакомпания находится сегодня не в лучшей форме, уверены эксперты. При этом, согласно обнародованным финансовым показателям, бренд неожиданно подорожал в 30 раз, а статистические данные за позапрошлый год оказались пересмотрены.

Российская авиакомпания «Трансаэро» находится сегодня не в лучшей форме, уверены эксперты. Недавно перевозчик затянул публикацию отчетности, а когда его финансовые показатели все же были преданы гласности, то выяснились удивительные вещи – бренд неожиданно подорожал в 30 раз, а статистические данные за позапрошлый год оказались пересмотрены, что является довольно тревожным сигналом.

Как следует из отчетности «Трансаэро» по МСФО за 2014 год, чистый убыток авиакомпании за 2013 год составил 13,34 млрд руб. Ранее же компания сообщала о том, что по итогам 2013 года получила 788 млн руб. прибыли. Другие показатели тоже заметно изменились «задним числом». Например, выданные авансы за 2013 год сначала составляли 18,8 млрд руб., а после переоценки оказались на порядок меньше – всего 965,7 млн руб. Расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание, первоначально указанные в сумме 16,1 млрд руб., теперь оцениваются в 25,6 млрд. Расходы на техническое обслуживание почти удвоились: в предыдущей версии статистики они составляли 5,9 млрд руб., а теперь - 10,1 млрд.

Такие действия, предпринимаемые публичной компанией, являются экстраординарным событием, уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Если бы акции «Трансаэро» были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов», - заявил эксперт «Ведомостям».

Но «Трансаэро» не ограничилась игрой только с операционными показателями. Нематериальные ее активы также претерпели заметное изменение. По данным газеты «Коммерсантъ», стоимость бренда «Трансаэро» в отчете по МСФО за 2014 год увеличилась почти в 30 раз, составив 61,2 млрд руб. Это примерно на 20% больше, чем у крупнейшего отечественного перевозчика "Аэрофлот", и сопоставимо с ценой брендов ведущих мировых авиакомпаний, вроде британской Easy Jet и австралийской Qantas.

Показательно, что такую завышенную самооценку «Трансаэро» не поддержали даже ее собственные аудиторы из компании "РСМ Русь", в которой заметили, что не существует достаточных доказательств соответствия указанной стоимости бренда "принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов по данным активного рынка".

Другие аналитики еще более категоричны в оценках происходящего. «Сама компания может переоценивать все что угодно, но это ничего не значит. Это значит, что в графе «Нематериальные активы» появится другая цифра, которую кроме них может никто и не признавать, - считает член совета российской гильдии маркетологов Николай Гриогрьев. - Они могли заказать это у некоторых людей, предложили заплатить гонорар – условно, миллион долларов, чтобы эксперт мог придумать методику, по которой он мог оценить бренд в, условно говоря, миллиард долларов. Эксперту хочется этот миллион долларов, это хорошая сумма, он и оценивает».

Григорьев отметил, что на сегодняшний день никакой общепринятой мировой методики оценки брендов вообще не существует, и поэтому действия «Трансаэро» представляют собой, по сути, некую пиар-акцию, стоимость которой совпадает с величиной гонорара привлеченного эксперта.

Скепсис экспертов подтверждается и имеющимися в открытом доступе статистическими показателями. Так, чистый убыток "Трансаэро" в 2014 году по МСФО вырос на 8,4%, составив 14,46 млрд руб., а падение объема перевозок за первые четыре месяца нынешнего года составило 4,2% - до 3,037 млн пассажиров. Еще более драматично обстоят дела с объемом грузов и грузооборотом - по сравнению с прошлым годом «Трансаэро» за первые четыре месяца этого года потеряла более 27%.

Такие цифры не могли не повлиять на отношение партнеров. Один из крупных кредиторов «Трансаэро» - Сбербанк - недавно предоставил отсрочку на месяц по выплате кредитов, одновременно жестко раскритиковав бизнес-модель авиакомпании. Первый зампред банка Максим Полетаев порекомендовал топ-менеджменту перевозчика быть более реалистичными в оценке собственных перспектив. «Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира — Ryanair, у нее рентабельность EBITDA 22%", - отметил он. В свою очередь, аналитик компании "Цэрих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников назвал «Трансаэро» крупным проблемным заемщиком.

Поэтому желание топ-менеджмента «Трансаэро» сделать хорошую мину при плохой игре в целом понятно. Только вот манипуляции с отчетностью вряд ли смогут кого-то ввести в заблуждение. По всей вероятности, они призваны просто дать компании какую-то фору по времени, чтобы дотянуть до выделения ей средств господдержки.

Андрей Михайлов