ЧВК для России

Собственные частные военные компании за рубежом нужны нашей стране как для охраны экономических интересов, так и для выполнения классических функций безопасности, считает военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.


В последнее время в обществе и среди экспертов широко обсуждается тема необходимости «легализации» отечественных частных военных компаний. По мнению одного из ведущих военных экспертов России, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, собственные ЧВК нужны нашей стране за рубежом как для охраны российских экономических интересов, так и для выполнения функций безопасности. Они также могут найти применение в арктической зоне.

- Каким вы видите поле для деятельности ЧВК за пределами России, в сфере ее интересов?

- ЧВК нужны России для охраны и решения задач обеспечения своих экономических интересов, к примеру, когда крупные российские компании ведут нефте- и газодобычу в опасных регионах мира, таких как Ирак, африканские страны, на Ближнем Востоке. То есть их смысл - в выполнении классических функций обеспечения безопасности объекта.

Кроме того, в сфере их ответственности может быть транспортировка грузов военного назначения. Например, при экспорте вооружений и военной техники - охрана составов и судов, перевозящих российское оружие по контрактам с теми или иными государствами. ЧВК нужны для предотвращения террористических актов и пиратства.

Также задача частных компаний - выполнение функций безопасности, связанных с конфликтами, где могут быть затронуты интересы России.

- Как вы видите действия ЧВК, например, в Арктике?

- Работа ЧВК в Арктике должна быть связана с процессом безопасности нефте- и газодобычи. Они там нужны для пресечения провокаций, а также тех выходок, которые уже были со стороны различного рода агрессивных экологических организаций. В целом, в Арктике понадобится выполнение точно таких же функций, как в тех регионах, которые мы уже упоминали, - там, где процесс эксплуатации тех или иных месторождений требует охраны.

- Насколько может быть заметна экономическая польза от ЧВК?

- Польза, в первую очередь, будет для самих конкретных ЧВК, они же станут плательщиками налогов в бюджет. Экономическая польза в том, что люди будут заниматься определенным рискованным бизнесом.

- Востребованы ли услуги ЧВК внутри России?

- Нет, я думаю, в России у нас достаточно ЧОПов, которые обеспечивают эти функции, внутри России ЧВК не нужны.

Отдельно хочу сказать по поводу обсуждаемой возможности использования их для подготовки иностранных военных специалистов или для прямых поставок оружия: на самом деле, это функции государства, а не частных компаний. Никакие ЧВК этим заниматься не должны, закон о ЧВК должен пресечь такие возможности.

- Что, по-вашему, обязательно должен предусматривать новый закон?

- Государство должно жестко регулировать деятельность компаний и контролировать набор функций и полномочий, их конкретное соответствие уставу ЧВК как коммерческой организации. Сегодня лоббирование закона – дело тех, кто мог бы оказывать соответствующие услуги на внешнем рынке. Не вижу в этом каких-то отрицательных моментов. Считаю, что для организации этой деятельности будут важны мнения соответствующих руководителей силовых структур и спецслужб. Пусть свою точку зрения выскажут профессионалы из Минобороны, МВД, ФСБ, СВР. Я думаю, что их точка зрения о том, каким должен быть закон и как это нужно регулировать, должна превалировать над экспертной.


В разное время по проблеме легализации ЧВК в России высказывались ряд политиков и экспертов. Так, в 2012 году Владимир Путин высказался за идею создания ЧВК в России, назвав их «инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства».

По мнению вице-президента Академии геополитических проблем Владимира Анохина, российские ЧВК могут «развязать руки» Москве и вывести ее из-под удара западной критики. Такой же точки зрения придерживается военный эксперт, сотрудник службы специального назначения МВД Сергей Демченко, который, комментируя эффективную деятельность иностранных ЧВК и их местных аналогов в конфликте на Украине, подчеркнул: «Необходимость создания ЧВК, жестко контролируемых государством, назрела и в России: с их помощью можно решать задачи в стране и за ее пределами, недоступные сегодня по некоторым политическим и организационным причинам»

Комментируя возможности ЧВК для работы на охране стратегических объектов в России, профессиональный военный и руководитель охранной структуры «РСБ-Групп» Олег Криницын отметил, что привлечение профессиональной охраны на платформе «Приразломная» позволило бы России избежать тех имиджевых рисков и мирового внимания, которые вызвал прецедент с активистами «Гринписа» и непрофессиональными действиями задействованного ЧОПа.

Есть и аргументы против. В частности, президент Коллегии военных экспертов России, генерал-майор Александр Владимиров в интервью НСН предостерегал: сегодня по этому пути идут практически все страны, кроме России, и надо понимать, что чем больше таких компаний, тем больше размывается одна из главных способностей государства - способность проецировать силу, поскольку появляются «агенты войны», которые выполняют ту же самую силовую функцию. "А монополию на применение силы обязано иметь государство», - убежден Владимиров.

Для справки: мировой рынок ЧВК международные организации оценивают в объеме от $25 млрд до $100 млрд. Наиболее известные и крупные частные компании – американские Academi (бывш. Xe Services LLC и Blackwater), Graystone, HALO Trust, DynCorp, большинство из которых так или иначе участвовало или участвует в конфликтах на территории бывшего СССР, включая Чечню, Грузию и Украину. Первой в новейшей истории ЧВК стала английская «Watchguard International», созданная в 1967г.

В задачи иностранных ЧВК может входить самая разная деятельность: от набора и обучения личного состава для полицейских миссий, охраны посольств и конвоев до авиаразведки и пожарной защиты.

Андрей Михайлов