Posted 17 июня 2015,, 11:00

Published 17 июня 2015,, 11:00

Modified 31 марта, 07:36

Updated 31 марта, 07:36

Прибалтику лишат удобрений

17 июня 2015, 11:00
Компания “ФосАгро” готова перенести перевалку собственных минеральных удобрений из портов Прибалтики и Финляндии в Россию. Около 1,5 млн. тонн удобрений, которые отгружались через зарубежные порты, будут обрабатывать в порту Усть-Луга.

Компания “ФосАгро” готова перенести перевалку собственных минеральных удобрений из портов Прибалтики и Финляндии в Россию. Около 1,5 млн. тонн удобрений, которые отгружались через зарубежные порты, компания намерена обрабатывать в порту Усть-Луга на собственном специализированном терминале.

ОАО "ФосАгро", один из крупнейших в мире производителей фосфорсодержащих минеральных удобрений, запустило в эксплуатацию балкерный «Смарт Балк Терминал» по перевалке удобрений в морском порту Усть-Луга. За пять месяцев через него прошло 600 тыс. тонн удобрений. Этот показатель руководство «ФосАгро» скромно называет «хорошим», при этом не забывая подчеркнуть, что реализация проекта заняла чуть более полугода.

Терминал разместился на площадке МПК «Юг-2», которая прежде прочно ассоциировалась с перевалкой автомобилей. Как объяснил председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит, смена клиента была связана с тем, что автомобильный рынок сейчас переживает не лучшие времена.

«Смарт Балк Терминал» стал совместным проектом «ФосАгро» с логистической компанией «Ультрамар». При этом доля «минеральщиков» в проекте составляет 70%, а логистов — 30%. Общий объем инвестиций составил 650 млн рублей собственных и привлеченных средств. Заявленная мощность комплекса на первом этапе - 1,5 млн тонн удобрений в год. При этом в «ФосАгро» заявляют, что при необходимости компании не составит труда оперативно удвоить мощности по перевалке. Срок окупаемости проекта - 3-4 года.

Перевалку удобрений осуществляют из вагонов в суда, при этом судовые партии формируются на терминале. Контейнеры используют как элементы мобильного склада. В настоящее время «Смарт Балк Терминал» способен обрабатывать до 180 вагонов (около 12 тыс. тонн минеральных удобрений) в сутки. Скорость погрузки судов — до 15 тыс. тонн в сутки.

Как заявил генеральный директор ОАО «ФосАгро» Андрей Гурьев, компания перенаправляет на «Смарт Балк Терминал» те объемы, которые ранее обрабатывались зарубежными портами. До создания собственного терминала в логистической цепочке компании были задействованы отечественные порты Мурманска и Санкт-Петербурга, финская Котка, а также прибалтийские Рига и Мууга (Таллин).

«То, что мы переваливали через Прибалтику, теперь будем направлять в Усть-Лугу. На сегодня это приоритетный для нас проект. Нам гораздо выгоднее переваливать свои грузы через отечественный порт», - пояснил Гурьев.

Шагу минеральщиков в сторону импортозамещения оказался рад и руководитель ФГБУ «АМП Балтийского моря» Петр Паринов, пояснив, что администрация «в непростое время, когда наблюдается спад грузооборота», очень рассчитывает на новые объемы по перевалке.

«Приятно то, что это не перераспределение объемов между российскими портами, этот груз пришел к нам из соседних государств», - заметил он.

При этом генеральный директор «ФосАгро» пояснил, что компания не собирается «монополизировать терминал». Через комплекс должны начаться поставки и других производителей удобрений.

Генеральный директор ООО «Ультрамар» Андрей Бонч-Бруевич пояснил, что тестовые отгрузки удобрений других производителей на терминале уже осуществлялись, однако он не стал называть конкретные компании, пояснив, что переговоры по подписанию контрактов еще продолжаются.

Генеральный директор «Ультрамар» подчеркнул, что порт Усть-Луга находится у РЖД на особом счету, и поэтому даже с учетом перспективы наращивания объемов перевалки с железнодорожной инфраструктурой проблем возникнуть не должно.

В «Ультрамаре» и «ФосАгро» обратили отдельное внимание на уникальность используемых на терминале контейнеров. Они по спецзаказу созданы китайской корпорацией China International Marine Containers. Контейнеры используются как элементы мобильного склада удобрений в ходе накопления судовой партии требуемого объема. При этом возможно одновременное складирование удобрений разных марок. Наличие откидного люка на контейнере позволяет пересыпать удобрения в трюмы судов.