Posted 9 июля 2015,, 15:50

Published 9 июля 2015,, 15:50

Modified 31 марта, 07:16

Updated 31 марта, 07:16

«Газпром» наткнулся на Туркмению

9 июля 2015, 15:50
Борьба европейцев за каспийские энергоресурсы отдалась эхом в Средней Азии. Давний конфликт Москвы и Ашхабада выплеснулся в публичную плоскость и теперь российскому газовому монополисту может грозить международный арбитраж.

Газовые конфликты в Европе отдаются эхом в Средней Азии. Борьба за каспийский газ привела к тому, что Туркмения неожиданно объявила российского газового монополиста «Газпром» неплатежеспособным.

Спор «Газпрома» и Туркмении тянется чуть не с момента распада Советского Союза. Официальный Ашхабад долгое время выступал в качестве конкурента россиян. Например, одно время он поставлял природный газ на Украину. Однако в 2003 году Россия и Туркмения заключили соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет. «Газпром» тогда подписал контракт на покупку туркменского природного газа и с тех пор поставки идут по системе транзитных газопроводов Средняя Азия — Центр.

Позднее Туркмения начала поставки природного газа в Китай. А после присоединения

Россией Крыма и введения против нее санкций со стороны ЕС, Туркмения решила поучаствовать в восстановлении альтернативных российским газопроводных проектов через Каспий. Ответом на это стала недвусмысленная демонстрация неудовольствия со стороны россиян.

Как отмечают российские СМИ, ОАО «Газпром» и власти Туркмении обмениваются взаимными претензиями около года. В частности, глава «Газпрома» Алексей Миллер не так давно отмечал, что концерн ежегодно сталкивается с недопоставкой газа из Средней Азии, что ставит под угрозу снабжение топливом южных регионов России. Намек был прост — у Туркмении при продаже газа в Россию и в Китай нет дополнительных объемов «голубого топлива», которые можно было бы продать покупателям из ЕС.

И вот грянул публичный скандал - сайт туркменского министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов сообщил, что Ашхабад считает «Газпром» недостаточно надежным контрагентом. «Российская компания «ОАО «Газпром» стала неплатежеспособной по своим контрактам купли-продажи природного газа в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом и введенными западными странами экономическими санкциями против России. ОАО «Газпром» с начала 2015 года не платит по своим долгам перед ГК «Туркменгаз» за поставленные объемы туркменского природного газа», — говорится в опубликованном документе. О взломе сайта министерства речь не идет — это сообщение было позднее подтверждено официально.

В ответ представители «Газпрома» дают понять, что компания и так давно планировала заменить среднеазиатский газ российским. Необходимый для этого газопровод уже построен.

Что стало причиной конфликта? Эксперты высказывают на этот счет разные предположения. Например, что Туркмения недовольна снижением цен. По другой версии, сам «Газпром» не нуждается в туркменском газе. При этом политическая ситуация провоцирует конфликт двух потенциальных конкурентов.

Действительно, в начале февраля замглавы правления «Газпрома» Александр Медведев, ответственный за зарубежные контракты, заявлял, что в этом году компания снизит закупки туркменского газа почти в три раза — с 11 до 4 млрд млрд кубических метров. По его словам, снижение закупок газа в Туркмении осуществляется на «базе совместной договоренности».

Со стороны Туркмении тогда не последовал прямой ответ. Но на правительственном сайте появилась статья замдиректора Института нефти и газа «Туркменгаза» Аннадурды Меретгельдиева, который утверждал, что Россия в 2015 году «в очередной раз необоснованно заявила о снижении закупаемых объемов туркменского газа» и называл «Газпром» «нестабильным партнером».

Теперь, похоже, конфликт стал публичным. Некоторые эксперты полагают, что вслед за этим, туркменская сторона, которую сейчас активно консультируют европейские специалисты, заинтересованные в присоединении Ашхабада к проекту Транскаспийского трубопровода, попытается подать на «Газпром» в суд. Однако пока трудно предположить в несоблюдении каких пунктов двадцатипятилетнего контракта «Туркменгаз» попытается обвинить российскую компанию. Зато, с учетом общей тенденции, когда российскую газовую монополию атакуют все, кому не лень со всех сторон, можно предположить, что шансы выиграть в международном арбитраже или суде у туркменской стороны довольно велики. Теперь настали времена, когда можно успешно судиться и с «Газпромом».

Иван Преображенский