Posted 10 июля 2015,, 13:04

Published 10 июля 2015,, 13:04

Modified 31 марта, 07:15

Updated 31 марта, 07:15

ВШЭ не видит явных признаков выхода России из рецессии

10 июля 2015, 13:04

МОСКВА, 10 июля. Новый период нестабильности мировых финансов в связи с греческим кризисом, падением китайских фондовых индексов, снижением цен на нефть к уровням $55-57 за баррель означает и новое повышение рисков для российской экономики. Об этом пишут авторы очередного бюллетеня "Комментарии о Государстве и Бизнесе" из института Центр развития НИУ ВШЭ.

В июне 2015 года Сводный опережающий индекс (СОИ) седьмой месяц подряд оказался в отрицательной области (минус 3,6%). Рецессия продолжается и явных признаков выхода из нее в ближайшие 2-3 месяца не видно, сообщает «Финмаркет».

По сравнению с предыдущим месяцем ситуация практически не изменилась. По-прежнему главными негативными факторами для СОИ были динамика нефтяных цен, фондовых индексов, денежной массы, а главное - новых заказов и закупок сырья в промышленности. Все эти показатели ухудшились по сравнению с 2014 года. Единственный позитивный фактор - ослабление реального эффективного курса рубля, однако говорить о масштабных процессах импортозамещения, очевидно, не приходится. Динамика СОИ позволяет предположить, что объемы производства всей российской экономики по-прежнему будут отставать от прошлогодних уровней. Момент окончания рецессии в реальном секторе не просматривается. Слабость внутреннего спроса еще долго будет мешать переходу российской экономики на траекторию роста.

Ухудшение внешних условий в июле будет препятствовать стабилизации макропоказателей и отодвигает точку прохождения "дна кризиса" в неопределенное будущее, отмечают авторы бюллетеня.

Хотя общая цифра падения ВВП в I квартале текущего года (минус 2,2%) некоторое время поддерживала иллюзию "легкости" текущего кризиса, анализ его структуры указывает на сопоставимые с первым кварталом 2009 года масштабы снижения совокупного спроса: тогда в первую очередь за счет инвестиций и экспорта, сейчас – за счет конечного потребления (в связи с инфляционным обесценением зарплат и доходов населения). Более сильный удар по производству в первые месяцы кризиса 2008-2009 годы был связан с тем, что тогда внешний шок застал экономику в состоянии перегрева и избыточного накопления запасов, которые в результате сильно просели. После длительного периода стагнации 2013-2014 годов такой проблемы не было. Отсутствие излишних запасов накануне острой фазы кризиса одновременно с шоковым снижением импорта были теми факторами, которые на время отсрочили падение промышленности.