Posted 18 августа 2015,, 12:59

Published 18 августа 2015,, 12:59

Modified 31 марта, 06:43

Updated 31 марта, 06:43

Фермерские бактерии для взыскательных клиентов

18 августа 2015, 12:59
В дискуссиях об уничтожении санкционных продуктов совершенно потерялась жизненно важная тема: качество местных продуктов, которым выпала миссия импортозамещения.

В дискуссиях об уничтожении санкционных продуктов, заполонивших информационное поле России, совершенно потерялась жизненно важная тема: качество местных продуктов, которым выпала миссия импортозамещения.

Между тем, сводки с продовольственных фронтов становятся все тревожнее. Например, Союз потребителей «Росконтроль» провел в июле масштабную экспертизу российских сливочного масла и сыра и обнаружил, что в 70% отечественных торговых марок молочный жир подменяют растительным – в основном, дешевым пальмовым. В цивилизованных странах это приводит к банкротству и даже наручникам, а у нас стало нормой.

Россельхознадзор проверил торговую сеть «Ашан» в связи с регулярными жалобами покупателей и обнаружил целый букет нарушений. Самое скандальное – в свином фарше из "Ашана" нашли ДНК лошади, сообщал сайт надзорного органа.

Скандал вышел на международный уровень: посольство Франции выразило обеспокоенность проверками, хотя на самом деле ему не о чем беспокоиться - французов этим не кормят.

А вот покупателям задуматься стоит - оказалось, что отечественные супермаркеты, в том числе и элитная «Азбука вкуса», дадут западным ритейлерам сто очков вперед по части «правильного импортозамещения».

Элитные листерии для солидных покупателей

История «элитного» и страшно дорогого мяса от фермеров-производителей, на которое многие магазины Москвы, включая знаменитую «Азбуку вкуса», сделали ставку – наверное, лучшее подтверждение поговорки «с такими друзьями врагов не надо».

Когда стало понятно, что антисанкции - это всерьез и продавать втридорога австралийскую «мраморную» говядину больше не получится, а заполнить прилавок чем-то надо, розничные магазины вспомнили, что есть же отечественные фермеры.

Важное отступление: контроль качества и соответствие принятым стандартам ветеринарной и биологической безопасности – это альфа и омега любого производства продуктов питания. Это правило абсолютно одинаково и для зарубежных производителей, которым разрешено поставлять мясо в Россию, и для местного фермерского хозяйства, независимо от его размера. Потому что на кону здоровье, а иногда и буквально жизнь потребителя.

К сожалению, некоторые российские фермеры так не думают.

Вот что сообщает красивая упаковка ребер теленка с небольшого фермерского хозяйства «Радичи» в Брянской области: «Проверенный производитель натуральных продуктов… Традиционные технологии обеспечивают им превосходный вкус и сохранение всех полезных свойств… Все наши животные выращиваются в свободном выгуле в естественной среде, питаются исключительно натуральными кормами на нашей ферме…»

Неудивительно, что эта телятина занимает почетное место на полке «Азбуки вкуса» по «скромной» цене в 753 рубля за килограмм мяса, в котором половина веса приходится на кости. Не хотите телятину? Возьмите пельмени от этого же производителя: «всего» 960 рублей за кило.

Наивный покупатель, готовый заплатить за «натуральный» продукт как за премиальную «мраморную говядину», к сожалению, не знает, что мясокомбинат, на котором фермеры из «Радичей» произвели этот «ответ санкциям», был… закрыт за антисанитарию и нарушение практически всех возможных стандартов пищевой безопасности еще в мае 2015 года.

Брянская межобластная ветеринарная лаборатория обнаружила в полуфабрикатах из телятины фермы «Радичи» опасные листерии и кишечную палочку. Уточним для любителей элитной продукции – эти микроорганизмы вызывают инфекцию, которая не просто приводит к сильному отравлению, но и поражает лимфатическую и нервную системы.

Проверки Россельхознадзора фирмы «Радичи» установили множество грубых нарушений условий производства мясной продукции. В общей сложности фирме предъявлено четыре десятка претензий, при этом инспекторы особо отметили, что контроль за ее деятельностью со стороны ветеринарной службы региона был организован, мягко говоря, очень милосердно.

По результатам этих проверок суд принял решение о временной приостановке деятельности ООО «Радичи», обязав фирму за 90 суток наладить безопасное в ветеринарно-санитарном отношении производство.

Что-то изменилось? Конечно, нет, в чем лично убедился корреспондент нашего издания (смотрите ниже). При этом опасная «фермерская» продукция не покинула полки элитного супермаркета.

«Азбука вкуса», конечно, заявляет, что тщательно проверяет своих поставщиков по самым строгим стандартам качества и даже требует от них соблюдения многостраничных инструкций. Выглядит устрашающе: ни один микроб, ни одна кишечная палочка не проскользнет!

На деле ситуация прямо противоположная - проверяющие органы через суд запретили фирме «Радичи» убой, переработку и поставку продукции в розничную торговлю, но товар ее все равно на полках есть, причем со свежей датой изготовления (!). Листерии и кишечные палочки, возможно, ждут своих покупателей.

Результат этого «контроля» плачевный – потребители продукции фермы «Радичи», по нашим сведениям, уже обращаются к врачам с признаками острого отравления – за их же деньги.

Часть клиентов «Азбуки», с которыми побеседовал корреспондент издания, от услышанного были в шоке и, оценивая деятельность элитных торговцев, вслух размышляли о совести и ее отсутствии. А другие и вовсе заявили, что это полная дискредитация идеи импортозамещения и поддерживаемого государством фермерского производства. Они задавались вопросом, почему добросовестные и ответственные производители не могут пробиться на полку «Азбуки вкуса», а «фермерам» из «Радичей», которым просто запрещено производить мясо, здесь зеленый свет?

Вопрос к службе закупки элитного супермаркета. Хотя можно предположить, что стоимость этой тесной дружбы, по-видимому, измеряется суммой с многими нулями.

Дорогая «мяса»

Корреспондент издания посетил фирму «Радичи», поставляющую в «Азбуку вкуса» «экологически чистую фермерскую продукцию», ее офис в селе Рябчи, цех переработки, бойню там же и коровники. Ожидали увидеть стекло и мрамор, людей в белой униформе, чистоту и шелест современных технологий, превращающих буренок, бычков и телят в элитное и очень дорогое, но стоящее того мясо. Ценник, повторим, немаленький – на уровне премиальной австралийской говядины.

Оказалось все такое родное, колхозное… Приехали по юридическому адресу ООО «Радичи». Офис ее в глубине села похож на трансформаторную будку. Вокруг пустырь с бурьяном. На «офисе» висят какие-то провода, глухая железная дверь, к ней прислонен кирпич. На стене рамка, в каких отливают в мраморе славное имя фирмы, но рамка пустует: то ли нет нужды (ее и так все знают), то ли, наоборот, ООО стесняется чего-то.

Прохожие ничего об этой будке не знали; лишь один мужик слышал, что вроде в ней будут сыроварню делать. Наверняка элитные и очень дорогие сыры пойдут отсюда на полки столичных торговых центров и на кухни ресторанов. В поселковой администрации об этом что-то слышали, но ничего конкретного не знают. Комментировать отказались, поскольку недвижимость эта не их и вреда не приносит.

За рекламным фасадом фирмы, которая позиционирует себя поставщиком элитного фермерского экологически чистого продукта, оказались полуразвалившиеся коровники в Брянской области и старая, советских еще времен бойня, которая официально закрыта.

Цех переработки напомнил истории советских времен о том, что работники пищевых цехов свою продукцию не едят – брезгуют. Санитарный контроль? Не слышали.

Сюда спокойно заходят с улицы грузчики, мясники, какие-то непонятные личности… Все родное, колхозное, вернее «фермерское».

Корреспонденту удалось пообщаться с Диной Грининой, заведующей производством и технологом ООО «Радичи». Что может ответить на тяжкие обвинения Россельхознадзора пышная дама в легенсах и не первой свежести желтой футболке, без специальной одежды и обуви, без колпака или платка? Под стать ей и сотрудницы, и бродящие по цеху мужики с голым торсом и в шортах – жара же. А мясо, ну что мясо, оно и не такое видело. Технологии просты: бери больше, кидай дальше. Бойня выложена из газосиликата, но даже не оштукатурена. Доступ к мясу открыт. На территории беспорядок и мусор. Но все это компенсирует очень солидная упаковка и красивый сайт фирмы. Косметика на лице способна творить чудеса.

Завпроизводством, она же технолог, рассказала, что «мяса дорогая». Очень дорогая говядина, телятина, баранина. Продукция уходит только на столичные и питерские прилавки, в Брянске ее нет.

Кстати, сейчас очень много заказов на новогоднюю «мясу», просто в бешеном количестве, так что с импортозамещением у них все прекрасно. И конкурентов по мясу «премиум-класса» у «Радичей» нет. Потому что «мы захватили все элитные магазины Москвы – все, какие только можно», - говорит технолог.

В каждом столичном магазине есть «мяса» от «Радичей». Теперь и в Питер начали поставлять - уже месяца два. В селе Рябчи фирма обосновалась недавно. Растет бизнес, расширяется. Работали в другом, арендовали там, теперь здесь построили. Удобно, никто не трогает. Сейчас, что касается качества продукции, все хорошо. По делу, конечно, наказывали, какие-то мелкие штрафы. Ну, как обычно.

Антисанкции – не стимул?

Когда своими глазами видишь такую историю, то остается ощущение какой-то беспомощности. Говорят, что деньги могут все? Но оказывается, что никакие деньги не защитят вас от недобросовестного производителя, который в сговоре с торговцами сбывает опасный товар по космическим ценам.

Говорят, что антисанкции – это уникальный шанс для российского производителя занять место на рынке, развиться, тем более что государство поддерживает фермера не словами, а вполне реальным рублем. Но на выходе получается, что стимула производить по-настоящему качественный продукт просто нет – куда он, потребитель денется, скушает, что дадут. Вполне советский подход, под стать развалившимся колхозам, которые в одночасье стали «современными элитными фермами».

Говорят, что Россельхознадзор, Роспотребнадзор и еще с десяток надзоров стоят на страже нашего здоровья, чтобы ни одна «санкционная» мышь не проскочила. А на деле – закрытое за полную антисанитарию предприятие продолжает травить людей на виду и при полном попустительстве местных властей.

А с торговыми сетями все понятно – замещают и проверяют, как умеют. Главное – рекламный текст на упаковке и солидный ценник.