Posted 28 августа 2015,, 13:30

Published 28 августа 2015,, 13:30

Modified 31 марта, 06:33

Updated 31 марта, 06:33

Эксперт: Поиск дна для российской экономики сродни нумерологическому гаданию

28 августа 2015, 13:30

МОСКВА, 28 августа. Если попытаться вкратце охарактеризовать, чем в основном занимаются в последние месяцы российские экономисты самого разного статуса и идеологических предпочтений, то это будет «поиск дна». Но если дно конкретного рынка хоть как-то может быть обосновано, то его поиски для целой экономики, да еще и такой непростой, как российская, – вообще сродни нумерологическому гаданию. Такой позиции придерживается директор Центра исследований экономической политики МГУ Олег Буклемишев.

По словам экономиста, "концепт рыночного дна исходит из простого логического соображения: даже в самых неблагоприятных для товара или финансового актива условиях рано или поздно должен наступить момент, когда для большинства участников рынка покупка вновь становится привлекательнее, чем продажа".

"А дальше, получив покупательский импульс и оттолкнувшись от донной поверхности, цены, к всеобщему восторгу, пойдут вверх, - отметил эксперт. - Можно ли хотя бы приблизительно определить местонахождение дна на том или ином рынке? Методики разнятся, но неизменно успешной – ни в техническом, ни в фундаментальном анализе – не существует. То, что замечательно работает сегодня, завтра неожиданно отказывает".

Причина этого в том, пояснил Буклемишев, что, во-первых, рынки не существуют изолированно друг от друга, и то, что вчера казалось совершенно невозможным, при новом сочетании ценовых и прочих параметров различных торговых площадок вдруг становится естественным.

"Во-вторых, большое значение имеет ликвидность – возможность совершать рыночные сделки с небольшим отклонением цены от «справедливой». В случае острого денежного дефицита цены фактических продаж в одночасье могут нырнуть куда глубже, чем предписывается самыми неопровержимыми фундаментальными факторами. Наконец, рынки – это не только предельно точная алгоритмическая механика, но и обычная человеческая психология с ее невероятными экивоками, в том числе блефом, ошибками и просчетами, стадным поведением, паникой, - добавил эксперт. - Всего этого более чем достаточно для того, чтобы цены неизменно проваливались под твердое дно, в очередной раз опровергая самые разумные экспертные выкладки".

Вместе с тем, заявил экономист, если дно конкретного рынка хоть как-то может быть обосновано и оцифровано с помощью методов различной степени точности, то его поиски для целой экономики, да еще и такой непростой, как российская, – "вообще сродни нумерологическому гаданию".

"Кризис кризису рознь плюс даже инерционным экономикам в современном мире порой свойственны весьма динамичные изменения, не говоря уже о том, что все самые неожиданные явления, подобно нынешнему обвалу нефтяных котировок, когда-то случаются в первый раз, - заявил Буклемишев. - К тому же сегодняшняя российская ситуация, похоже, во многом беспрецедентна. Обвальное падение нефтяных цен, к сожалению, далеко не единственная проблема. Оно накладывается на структурную архаичность годами не реформировавшегося хозяйства, в котором безраздельно властвуют чиновники и окормляемые ими неконкурентные «частно-государственные партнерства». Отчетливо милитаристская и изоляционистская политика государства категорически несовместима с каким бы то ни было позитивным образом будущего российской экономики, а следовательно, с ожиданиями нормальной отдачи от инвестиций в обозримой перспективе. Неудивительно, что бегство капитала продолжается, сводя на нет подпитываемые официальными экономистами надежды на возрождение инвестиционного процесса".